Истории

Смогут ли петербургские скульпторы утереть нос Медному всаднику

Как не превратить город в кладбище со штампованными бронзовыми бюстами — «МР» сравнил, что думают эксперты о том, нужны ли Петербургу новые памятники.

В дискуссии в медиацентре Правительства СПб участвовали Дмитрий Каминкер — скульптор, член совета по современному искусству при Государственном Эрмитаже, и Данияр Юсупов — архитектор, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ.

Идеологические шоры

Не так давно в Смольном появилась идея составить список особо значимых для Петербурга персон и лепить по нему памятники по порядку и до упора. Начиная с Чайковского, Довлатова и так далее. Увековечить всех важных для города личностей в течение лет каких-то десяти. В список может войти до 300 скульптур. И возник вопрос: а стоит ли это делать?
Создание каждого памятника всегда было некой идеологической акцией. Существовала даже определенная программа монументальной пропаганды. И это было государственное, подконтрольное дело. Созывались комиссии, решавшие, кто достоин памятника, а кто нет. Сейчас такая практика тоже имеет место быть, но уже немного в другом формате.
Дмитрий Каминкер привел в пример площадь Сикорского в районе Комендантского пр. Сам Сикорский - выдающийся соотечественник, правда, он по счастливой случайности сбежал в Америку, и стал русско-американским изобретателем самолетов и вертолетов. И сейчас решается вопрос: наш ли он гений или не наш? И несмотря на то, что площадь Сикорского есть, неизвестно: ставить ли скульптуру. «А она уже даже готова. Правда, я сам ее не видел», — замечает скульптор.
Похожая ситуация с Довлатовым: далеко не все разделают идею увековечить в бронзе выдающегося русского писателя.

Штамповка или искусство?

Второй аспект — качество самой скульптуры. В Петербурге нет недостатка в хороших скульпторах, сильны традиции скульптурной школы. Но, как подметил Дмитрий Каминикер, с одной стороны, это здорово, потому что в свет выходит невероятное количество скульпторов. Но с другой — их необходимо нагружать работой. Именно поэтому нельзя вводить список. Стоит его только преподнести, как через три недели все скульптуры уже будут готовы.
По мнению, Даниюра Юсупова беда современной скульптуры — это памятники-«штамповки» из бронзы. Есть какие-то тонкости в авторской стилистической манере, конечно. Но в сознании обывателя они неотличимы. И в итоге совершенно разного плана фигуры оказываются в равных условиях, к ним можно подойти, обнять, сфотографироваться абсолютно одинаково. «Есть определенная неловкость в том, что все скульптуры попадают в единый ряд», - считает Данияр Юсупов.
Эксперт считает, что пришло время новых форм, иных видов скульптуры, нежели традиционное монументальное искусство.
Дмитрий Каминикер полагает, что к любому памятнику в таком городе, как Петербург, нужно относиться как к событию, которое должно пройти через судьбу и художника, и города. Главный вопрос: достойна ли скульптура стоять в таком прекрасном городе.
«Задача монументальной скульптуры — мифологизация пространства. Создание какой-то ситуации. Каждое значительное произведение искусства мучительно входит в сознание города и людей. Это долгий, длительный процесс. И обсуждать надо не только кого делать, а как делать и где делать, — уверен Дмитрий Каминкер. — Нельзя просто брать и шлепать памятники по списку».
В качестве примера эксперт привел Медного всадника, воспетого Пушкиным и ставшим одним из символом Петербурга. «Для 18-го века это была абсолютно авангардная скульптура, которая, я думаю, большинству была непонятна. Даже для образованных людей это было абсолютно необычное решение: Петр I сидит на каких-то шкурах, без ботинок и треуголки, да еще и на какой-то скале, которая к тому же и не скала, а Голгофа».

Где скульптурам место

Еще один принципиальный момент — выбор места для памятника. Данияр Юсупов считает, что исторический центр превращается в «кладбищенский пейзаж с бронзовыми изваяниями тех, кто своей деятельностью украшал это пространство». Дмитрию Каминкеру центр Петербурга все больше напоминает музей мадам Тюссо: «Только вместо восковых фигур, город покрыт бронзовыми персонажами». Почему так происходит?
Оба эксперта сошлись во мнении, что в центр города начинающие художники «лезут», потому что они подпитываются от этого места. Считают, что любое фуфло поставленное в историческом центре уже позволяет войти в историю. У скульпторов проявляется что-то вроде синдрома: метить территорию. По принципу «Здесь был Вася» они пытаются «подписывать» центр города.
При этом Дмитрий Каминкер выразил мнение, что можно делать скульптуры и в центре. Только, чтобы принцип был как у врачей: «Не навреди».
Оба эксперта считают, что скульпторам надо осваивать окраины. «Среди новостроек, где сейчас нет даже архитектуры, есть только строительство», — предлагает Дмитрий Каминкер.
Данияр Юсупов отметил, что скульптуры уже появляются на окраинах, но имеют вид настолько унылый, что не привлекают внимание. В пример архитектор привел памятник Швейку в Купчино. Максимум, на что он способен сподвигнуть людей — потереть ему нос.

Ставить или не ставить?

Первая пятерка в списке 300 персон, которым надо поставить памятник, в Петербурге

  1. Виктор Цой
  2. Игорь Сикорский
  3. Сергей Довлатов
  4. Иосиф Бродский
  5. Александр Блок
     
share
print