В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме до 4 сентября проходит первая из трех выставок Балтийской Биеннале искусства книги – 2016. Тема всей Биеннале в этом году – «Сотворение мифа», тема выставки в Музее Ахматовой – «Современный миф – персональный миф». На выставке – графика, объекты и то, что называется «книга художника», когда автор создает не только текст, когда сама книга – от обложки до каждой буквы - становится способом самовыражения.
Исследователь явления « artist’s book» и сам известный создатель «книг художника» (КХ) Михаил Карасик напоминает, что здесь в Фонтаннм Доме – на самом верхнем, пристроенном уже в послевоенное время этаже ахматовского флигеля, там, где ныне музейная бухгалтерия, в 1992 году открылся «Театр бумаг I». «Там показывались книжки Габриадзе, Горнона, Звездочетова, Крымова, Спивак, Стройло и др., затем были «Театр бумаг II» (1994) и «Театр бумаг III» (1997). Можно и дальше рассказывать историю российской КХ, ее атаки на музейные залы и собрания, но остановимся на случайном совпадении места и времени, которые так емко раскрываются в слове «бухгалтерия»: тогда же русская КХ стала проникать на западный артрынок, участвовать на художественных и специализированных салонах», - написал Карасик в 2011 году, когда в музее «Эрарта» проходила выставка «Музей. Книга художника».
Куратор нынешней выставки Инна Гринчель, рассказывая об экспозиции, вспоминает философа Ролана Барта с его определением мифа, как коммуникативной системы, некоего сообщения, говорит о том, что на выставке – просто звездный состав – Александр Траугот с его иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», Флоренские, Чежин, Азамат Чеслав, Николай Копейкин, Михаил Карасик и многие другие, что нет ни одной случайной работы – каждая «свое сообщение, свой миф».
На выставке – «Петербургская азбука» Александра Флоренского и сага Николая Копейкина об очень гадком утенке, который не в лебедя превратился, а в гопника, «Горящая книга» из автомобильных покрышек Владимира Козина, ироничный проект самой Инны Гринчель «Детская литература. Кунсткамера» - о том, как изменились знакомые персонажи детских книг.
Есть совершенно уникальный экспонат, найденный артефакт – коллективное творчество неких сотрудниц завода имени Калинина, что на Васильевском острове. Женщины, работавшие в отделе снабжения, вырезали маникюрными ножницами из журналов, буклетов и открыток котят и красоток, мачо и денди, роскошные автомобили и предметы моды и наклеивали все это, расположив живописными группами, на огромное пространство фотообоев с идиллическим пейзажем. В некоторые картинки вклеивали лица сослуживцев. Весь этот «Найденный рай» размером два на три с половиной метра обнаружили петербургские фотографы Дмитрий Горячев и Григорий Кравченко. Завод больше не работает, территорию отдадут под застройку. «Найденный рай» спасен и Горячев с Кравченко собираются выпустить альбом, в котором воспроизведут фрагменты панно, расскажут об истории места, где некогда был завод и дополнят альбом текстами философов, психологов и искусствоведов.
Ныне книги становятся модным антуражем кафе, строительным материалом для инсталляций, приобретают совершенно новые функции – например, в одесском кафе «Гоголь» напротив уже почти разрушившегося дома-памятника, где Гоголь некогда жил, вам принесут счет, вложенный, как закладка, в потрепанные книги – «Миргород», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки».
« С книгой беда. Книге приходит конец. Ее жизнь – от Гутенберга до интернета – заканчивается. Невероятными усилиями мы пытаемся привить своим детям и внукам вкус к книге. Моя последняя уловка: дарю внуку- подростку редкие и дорогие антикварные книги, и он понимает, что книга – драгоценность», - сказала в недавнем интервью Людмила Улицкая.
«Если неискушенный зритель, вот просто так забредший в музей человек увидит нашу выставку, задержится здесь, скажет «прикольно» - это замечательно, - говорит в Фонтанном Доме Инна Гринчель. – И без тети иронии, мы этой выставкой хотели сказать – «любите книгу – источник знаний и вечного наслаждения!».
Две другие выставки Балтийской Биеннале искусства книги пройдут в Музее «Русский Левша» (19 сентября-10 октября) и в Творческом союзе художников /IFA/ ( 11 октября–1 ноября).