Обещания экономических свобод и структурных реформ ждали от выступления президента России Владимира Путина на «Петербургском международном экономическом форуме». Вместо этого «национальный лидер» снова заговорил о геополитике, а комиссию по экономике только пообещал создать и возглавить. Подпевали ему бессменный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и премьер-министр Италии Маттео Ренци.
Drang nach Osten
Пленарное заседание «На пороге новой экономической реальности», на котором ожидалось выступление Путина, Назарбаева и Ренци, началось с задержкой на более чем 20 минут. После начала событий на Украине 2014 года, гостями форума становятся лидеры далеко не ведущих стран мира. Например в 2013 году, до войны на Донбассе, мероприятие посетила канцлер Германии Ангела Меркель. Что касается Италии, то она относится к «странам-свиньям» (PIGS) в компании Португалии, Греции и Испании. Эти государства более всех стран Старого света пострадали от экономического кризиса 2008 года.
Путин начал выступление с того, что «геополитическая напряженность может усилиться, даже искусственно провоцироваться».
Известный своей скорбью по биполяронму миру, Путин предложил большое евразийское партнерство на базе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как известно, идеологом союза выступает Назарбаев, одержимый квазинаучными идеями Льва Гумилева. Как и предсказывал американский политолог Збигнев Бжезинский, российский империализм после потери влияния на Украине объективно распространяется на Восток.
Путин планирует расширить границы ЕАЭС уже в июне 2016 года. Президент заявил, что Россия «не была инициатором сегодняшнего развала, разлада и проблем, введения санкций». Получается, не поддерживала коррупционный режим экс-президента Украины Виктора Януковича и не нарушила Будапештский меморандум 1994 года о суверенитете и границах Украины.
Не обошел стороной Путин и любимые «духовные ценности», имея в виду современное российское неочерносотенство. Эту тему подхватил Маттео Ренци. Правда, левый премьер-министр Италии говорил в основном о культуре и абстрактной красоте, которая спасет мир.
Путин вновь показал себя как убежденного государственника, не зря некоторые интеллектуалы, типа Владислава Иноземцева намекают на неоднозначность политики России последнего десятилетия. Рассуждая о судьбе Сирии и Украины, Путин пугал зал «развалом страны».
— Это самый плохой сценарий, — полагает президент.
Хитрый ведущий дискуссии, журналист CNN Фарид Закария задал бессменному елбасы Казахстана Назарбаеву вопрос, допускает ли тот, что страну может возглавить женщина (мужчина Назарбаев правит бессменно с 1991 года, до этого он возглавлял республиканский комитет КПСС).
Назарбаев ответил, что такое возможно.
— Учитывая, что у меня трое дочерей, у меня к женщинам особое отношение, — сказал Назарбаева, словно намекнув на возможность престолонаследия.
К росту экономики по гусиным тушкам
От импортозамещения Путин отказываться не собирается. Не одного венгерского гуся еще раздавят гусеницы российских бульдозеров, ни один килограмм западного сыра поглотят самоходные крематории. Ни встречи с бывшим президентом Франции Николя Саркози, ни с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером несколькими днями ранее не пошли на пользу Путину. Впрочем, Юнкер уверил журналистов, что санкции с президентом не обсуждал, в отличие от Саркози. В первый день форума он говорил, что если Россия первая отменит санкции, это придаст ей вид сильной державы.
— Представители силовых структур должны нести персональную, в том числе уголовную, ответственность за действия, которые привели к разрушению бизнеса, — говорил Путин, а камера выхватывала из зала лицо генпрокурора Юрия Чайки.
Несмотря на расследование «Фонда борьбы с коррупцией», которое показало ужасающие свидетельства семейного бизнеса генпрокурора, его переназначили на эту должность. Комментарии семьи Чайки и Кремля сводятся к формуле «а что это доказывает?»
Вроде, гарант конституции дал надежду на просвет в экономике, когда заявил, что скоро создадут совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Руководить советом будет все тот же премьер-министр Дмитрий Медведев, что вновь говорит о стиле ручного управления страной, от которого президенту уже не избавится, так далеко он зашел.
Если говорить о конкретных цифрах, то Путин заявил, что ставит перед страной задачу выйти на темпы роста экономики не менее чем 4% в год. Одним словом, предприниматели вновь остались с обещаниями.