Все самое актуальное в мировом театральном искусстве для молодых ждет петербуржцев на 17-м Международном театральном фестивале «Радуга», который пройдет в ТЮЗе с 18 по 24 мая.Собеседник «МР» — режиссер Александр Молочников (МХТ им. Чехова), его спектакль «Бунтари» откроет фестиваль.
В программе «Радуги» — весь спектр сценических решений классических и современных пьес: «Электра» (Московский Театр Наций), «Язычники» (Театра драмы им. Горького, Астана), «Быть, или казаться» (Театр Тела Пьетрагалла-Деруа, Франция), «Макбет» (Макс Театр Групп, Иран), «Добрый человек из Сычуани» (Татарский драмтеатр, г. Альметьевск), «Шопен без фортепьяно» (театр Centrala, Польша) и др. Подробнее см. на сайте ТЮЗа.
«МР»: Бунтарей в российской истории было не мало, почему именно такой выборрок-концерт с участием декабристов, народовольцев и рокеров 80-х?
Александр Молочников: Возникли какие-то сюжеты, какие-то яркие картинки в связи именно с этими явлениями – народовольчества, декабризма и рока 80-х. Рок 80-х — это больше какая-то семейная тема, связанная с Петербургом. И папа, и его родители очень активно варились в этой музыкальной андеграундной среде, и я в детстве слушал их бесконечные рассказы. В какой-то момент захотелось это личное, понятное скрестись с чем-то далеким и сделать столь же близким. Дома у нас все мое детство слушали самую разную музыку: группа «Ноль», Мамонов, «Аукцион». Повзрослев, обратился к фантазиям по поводу «Поп-механики», Курехина, стал пересматривать концерты того времени, передачи. Особенно занятной мне показалась программа «Музыкальный ринг»: в пространстве советской эстрады, где до этого были только Хиль и Пугачева, вдруг появились безумные панки типа «Аукциона». И любопытна была реакция советских людей на это новое. Те, кто не принимал эти веяния, оставались в меньшинстве! Кажется, сегодня негодующих, восстающих против всего необычного, талантливого, гораздо больше. Мне кажется, что телевидение снова тотально становится тем же советским, страшно цензурированным. Сегодня на телеэкранах появляется человек один страшнее другого.
Спектакль возник в противовес этому телевизионному безумию?
Нет, это просто разговор о тех людях, которые отваживались сопротивляться системе. Но при этом они в нашем спектакле выглядят достаточно комично и нелепо, — то, что с ними происходило, основано на исторических событиях, достаточно абсурдных.
У вас возникают на сцене Герман Лопатин, Михаил Бакунин, Александр Пушкин, Карл Маркс… Серьезный набор!
Лопатин ни в чем не пересекается с личностью реального Лопатина, кроме встречи с Бакуниным и разоблачением Нечаева. Нечаев ближе к реальности. Маркса вовсе нет как персонажа. Но, тем не менее, он все-таки появится.
А Пушкина в каком ракурсе показываете?
Только снизу – он же солнце!
Да еще и в рыжем парике!
В рыжем парике он на секунду, не на этом акцент. На самом деле был долгий поиск образа Пушкина, он ведь над ситуацией, он гений, опередивший свое поколение. И как это выразить — не сразу было понятно. Мне кажется, это прекрасно, что главный поэт России не какой-то там Илья Муромец светловолосый, а вот такой негритянский парень со странной конфликтной судьбой и в то же время компромиссный человек. В итоге нашелся прекрасный артист Григорий Сиятвинда – и образ получился.
У вас в основном молодая команда. Назовите, кто они, бунтари, которые предстанут на сцене ТЮЗа?
Павел Ворожцов, играющий Пестеля, Артем Быстров – Рылеев, Саша Кузнецов, играющий Нечаева. Отлично пришлись «ко двору» Денис Бургазлиев, зрелый артист, много работал в Германии, сейчас вернулся во МХАТ, Женя Сытый из Кемерова, Света Иванова, работавшая в театре «Практика», Ростислав Лаврентьев — Александр I и другие. В общем это люди, кто прошел жизненную мясорубку, кто имел дело с документальными постановками. В нашем спектакле надо было просто играть людей в зале. Артем Волобуев (Рылеев) — он совсем не бунтарь. Но при этом он настолько талантливый артист, что нашел себе достойное место и в этом спектакле.
Приглашение на этот фестиваль стало неожиданным?
В общем да. Мы горды и очень рады, что едем на этот прекрасный фестиваль. Тем более приятно, что Питер — мой родной город, многое здесь связано детством, с вхождением в театральную жизнь – здесь в студии «Театр-класс», в которой я занимался у Сергея Бызгу, Ольги Карленко, Андрея Шимко, я научился любить театр, еще подростком сыграл свою первую роль в театре Комедии в спектакле Виктора Крамера «Свидание в предместье» по Вампилову. И, в конце концов, Питер напрямую связан с «Бунтарями». Не только рок-клуб, но и улицы, на которых мы жили, названные именами героев «Народной воли», декабристов, несли бунтарский дух.