Истории

Зима обманула со снегом

Из-за переменчивой погоды горнолыжный сезон в Ленинградской области грозит курортам убытками на фоне растущих издержек.

В связи с резким падением курса рубля этой зимой многие петербуржцы были вынуждены отказаться от поездок в соседнюю Финляндию, в предшествующие годы привлекавшую любителей зимних видов спорта качеством и доступностью туристической инфраструктуры. Однако, вопреки оптимистичным прогнозам, горнолыжным курортам Ленинградской области воспользоваться ситуацией для увеличения посещаемости не удалось – подвела погода.

Если прошлый зимний сезон курорты отрыли уже в октябре, в нынешнем сезоне снег на склонах появился только к концу ноября и ненадолго. В декабре подъемники простаивали из-за дождей и отсутствия снега, в начале января снег выпал, но пришедшие вместе с ним морозы отпугнули большинстве любителей горных лыж и сноуборда.

Погода влияет на число катающихся катастрофически, - сообщил MR7.ru владелец горнолыжного курорта «Снежный» Ярослав Муханов. «Человек принимает решения ехать или не ехать кататься глядя в окно. Если -25 это одна история, если +5 то он отказывается от поездки за город», - сообщил господин Муханов.

В середине января в рамках традиционного выезда для петербургских СМИ, проводившегося на курорте «Снежный» в Коробицыно, владельцы курортов осторожно выражали надежду на то, что сезон удастся закончить хотя бы без убытков. Однако февральская оттепель и пришедшие вслед за ней дожди, похоже, смыли эту надежду окончательно.

Между тем отрасль и без того ждут трудности, связанные как с изменением политики региональных властей и новациями в федеральном законодательстве, так и с общей ситуацией в экономике.

Поэтому люди иногда вообще отказываются от отдыха. «Статистика показывает падение реальных доходов населения. Они падают катастрофически и такого не было ни в один из предыдущих кризисов. Люди начинают экономить вообще на всем.

Это тоже самое, что говорить об отказе от дорогих автомобилей в пользу дешевых. Нет, они в принципе отказываются от их покупки и откладывают их на потом», - размышляет владелец «Снежного».

Под одну гребенку

Горнолыжный бизнес — отрасль специфическая, в России создавать ее пришлось практически с нуля: не было ни опыта, ни современных технологий. Неудивительно, что приходят в этом бизнес в основном энтузиасты горнолыжного спорта. В Ленобласти, где нет высоких гор, привлекающих туристов из других регионов, а продолжительность зимнего сезона величина переменчивая, инвестиции в создание горнолыжной инфраструктуры окупаются медленно. Это одна из причин, почему в регионе за последние десять лет не появилось ни одного нового курорта.

Другая — недостаточная популяризация горных видов спорта и достаточно высокая услуг на самих курортах, что делает их доступными в основном лишь для обеспеченных слоев населения. Вот и получается, что с одной стороны для пятимиллионного мегаполиса существующего количества склонов откровенно мало, а с другой из-за погоды и экономических факторов пиковая нагрузка на них приходится лишь несколько дней в году.

Владельцы курортов проблему признают, однако снижать цены бизнес не может из-за растущих издержек. Большую часть оборудования приходится закупать и обслуживать за валюту — ни подъемники, ни ратраки, ни снеговые пушки в России не производят, тогда как выручка курортов формируется в рублях. В результате начатые в предшествующие годы инвестпроекты после скачка валютных курсов пришлось завершать со значительным превышением первоначально утвержденных смет. Вдобавок с этого года за ввозимую технику вновь придется платить еще и утилизационный сбор, который отменили во время строительства олимпийских объектов в Сочи. Из-за чего итак немалая цена – один ратрак, например, стоит порядка 400 тыс. евро, вырастет еще на 10-15%.

Ярослав Муханов считает, что на горнолыжных курортах Северо-Запада цены ниже чем у европейских конкурентов примерно на 30%, а само ценнообразование намного гибче. «За границей вы можете купить день, ну полдня, а у нас можно, начиная от подъема и до почасовой оплаты», - говорит предприниматель.

Кроме того, курорты ориентируются на «похудевший» кошелек россиян и готовят свои антикризисные предложения. «У нас есть пакетное предложение буднего дня по системе «все включено». Вы приезжаете с понедельника по пятницу. Проживание, питание и прокат для четверых человек стоит 23 тысячи рублей — это меньше тысячи рублей на человека в день», - рассказал владелец «Снежного».

По мнению президента Горнолыжного союза России Сергея Орлова, чиновники принимающие решение на уровне профильных министерств, зачастую руководствуются формальными критериями, не владея в достаточно мере вопросом и не понимая всех возможных последствий. С региональными властями, которые должны быть в развитии туристической индустрии, достичь взаимопонимания тоже удается далеко не всегда.

Например, новый председатель областного комитета по природопользованию отменил ранее предоставлявшийся горнолыжным курортам льготный коэффициент расчета арендных ставок за пользование лесными участками. «Мы платим за аренду лесного фонда по самой высокой рекреационной ставке (Примечание: стоимость лесной аренды в Ленобласти одна из самых высоких по стране), реально используя около 15% территории», отмечают владельцы курортов. — При этом платить аренду надо весь год, а доход курорт получает только в зимний период при условии, что не подведет погода. Однако чиновники учитывать сезонность бизнеса не хотят. В итоге вырубить лес выйдет дешевле, чем развивать туристическую инфраструктуру, хотя она дает и рабочие места, и постоянные отчисления в бюджет».

Раньше в обмен на льготы бизнес брал на себя определенные социальные обязательства (например, помогал проводить соревнования для школьников) и готов делать это и впредь. Есть даже предложение организовать обучение на горнолыжных склонах старшеклассников в рамках третьего - дополнительного урока физкультуры, но этот проект нужно согласовать и регионом, и с Министерством образования.

В Горнолыжном союзе, объединяющем курорты со всей России, считают, что помочь развитию отрасли мог бы новый закон, который позволил бы внести в нормативную базу изменения, учитывающие специфику горнолыжного бизнеса, однако добиться его принятия еще только предстоит.

share
print