Истории

На "Открытом Университете" обсудили "особый путь" феминизма в России

Почему наше общество не любит феминисток, и возможен ли феминизм в современной России — на эти и другие вопросы отвечают социологи.

На «Открытом Университете» обсудили прошлое, настоящее и будущее феминизма в России. Спикеры — Александр Кондаков, заместитель главного редактора Журнала исследований социальной политики, Екатерина Бороздина, научный сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского Университета, и Полина Заславская – современная художница, размышляли, почему само слово «феминизм» сегодня часто вызывает неадекватную негативную реакцию, и как в стране «особого феминизма» возрождается патриархальная мораль.

Кратко об истории

Первая волна феминизма приходится на XIX — начало ХХ вв. Тогда произошло осознание того, что в обществе существует неравенство — прежде всего, на формальном уровне. Женщины не имеют тех же прав, что и мужчины: права на образование, права собственности, права на участие в политической жизни, права социальной активности. Первая волна феминизма – попытка преодоления этого формального неравенства, существующего на уровне законодательства.

Вторая волна феминизма связана с пониманием того, что неравенство не только формальное. Оно связано с тем, что опыт женщины не признается равным с опытом мужчин. Мы можем заметить, что, например, опыт воспитания детей, домашняя работа — оцениваются ниже, чем какие-то мужские опыты — политика, экономика, публичная деятельность. Иными словами, женские опыты не воспринимаются как труд, как работа, они недооцениваются, словно это все происходит само собой. Вторая волна феминизма – борьба за признание значимости женских опытов.

Главной темой третьей волны феминизма становятся стереотипы и табу, связанные с сексом и сексуальностью.

Импорт идей

Феминизм – одна из немногих областей, где у нас действительно есть что-то свое, особое, и если мы говорим о феминизме первых советских лет, первом революционном феминизме, то у нас действительно есть свой «выросший» феминизм, к которому было привлечено внимание представителей западного движения. Но сегодня мы опять заимствуем идеи: современный феминизм — «импортированный», это западное движение, основанное на идеях второй и третьей волн.
90-е годы – тот момент, когда наша страна открывается и проявляет интерес к демократизации, к западным идеям и либерализм перестает быть ругательным словом. Это проявлялось в том числе и в интересе к феминистским идеям и гендерным исследованиям, которые позволяют осмыслить многие процессы, происходящие в обществе (женские движения, неравенства в сфере работы, в распределении домашних обязанностей).

В то же время и Запад интересовался нами: что же происходит в России, которая была закрыта и которая представляет собой очень интересный сплав различных идей? Тогда стали образовываться центры гендерных исследований, а значит — западные гранты и новые карьерные возможности. Феминизм ненадолго стал модным, а для кого-то — способом построения карьеры. Все это не способствовало пониманию самого явления. Сегодня самые разные люди говорят о феминизме, зачастую транслируя при этом какие-то очень патриархальные и традиционалистские идеи.

Искусство как активизм

Женское искусство активно начинает развиваться в 90-е годы. Первая выставка в 1989 г. – «Женщина в искусстве». После 2010 года искусство становится транслятором феминистических проектов и идей, входит в сферу активизма. Возникают такие проекты, как «Феминистский карандаш» (выставка феминистских графики и стрит-арта). Там был поднят вопрос насилия над женщиной: физического и психологического. Женщинам было предложено в графической форме высказаться на эту тему. Проект был очень сильный, заставляющий думать. Сегодня мы видим множество попыток решать гендерные проблемы с помощью искусства. И, мне кажется, это – показатель того, что в России есть феминизм.

Надо обсуждать

Феминизм не только возможен, но он уже есть, и что сейчас необходимо – это открыть пространство для дискуссий внутри феминизма, в рамках феминизма, за пределами феминизма. Главное – все данные дискуссии всячески поддерживать, потому что именно в них рождаются новые идеи. Любые конфронтации, которые происходят в феминизме, хороши для того, чтобы продуцировать новые идеи и знания. Дискуссия, диалог – вот, что важно. Они способствуют анализу того, что происходит вокруг.

Откат назад

Люди разных полов, независимо от гендера, могут быть феминистами, продвигать феминистские идеи и бороться с гнетом патриархата, равно как женщины могут не быть феминистками. Например, есть Елена Мизулина, казалось бы, женщина, но те законы, которые она предлагает и поддерживает: цензура в интернете для защиты детей, включение православия в конституцию, ограничение права на аборты, налог на развод, запрет суррогатного материнства, изъятие детей из однополых семей — это явная пропаганда патриархата, гнёта, запретов, которые делают положение женщин значительно хуже.

Феминизм как свобода быть собой

Феминизм вовсе не предлагают воевать с мужчинами и не пытаются захватить мужские привилегии (к сожалению, так часто понимают феминизм). Феминизм — это особая перспектива, точка зрения, которая позволяет говорить о проблемах, которые обычно замалчиваются, и искать решения. Феминизм – признание особенностей, нюансов, различных точек зрения, деконструкция социальных иерархий. Нет мужчин «вообще» и женщин «вообще». Это отказ от нормативных категорий, определяющих, что все мужчины должны быть «такими», а все женщины — «другими». Феминизм — это попытка понять и переосмыслить мужское и женское.

share
print