Истории

«Пять вечеров» против войны

Стартующий 6 февраля в Петербурге фестиваль «Пять вечеров» имени драматурга Александра Володина имеет выраженную антимилитаристскую направленность. Среди спектаклей фестиваля значатся постановка по книгам Светланы Алексиевич и пьеса на тему войны на Украине. Организаторы считают, что Володин поддержал бы их, будь он жив, и даже устроили гадание по этому поводу.

Директор фестиваля Виктор Рыжаков и арт-директор Марина Дмитревская коротко рассказали о спектаклях, готовящихся в рамках «Пяти вечеров». Большинство заявленных постановок уже отмечены различными премиями. Оргкомитет старался ориентироваться на решения фестивалей по всей России, чтобы сохранить «связь времен». Среди шести спектаклей три оказались на военную тему. Это «Победители» Томского ТЮЗа по мотивам книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич (Великая Отечественная и Афганская война), «Можно попросить Нину?» детского драмтеатра Нягани по Киру Булычеву, на блокадную тему и «Саша, вынеси мусор!» Центра им. Мейерхольда о войне на Украине (герои — с украинской стороны). Режиссер спектакля — директор фестиваля Рыжаков, в программе есть и еще одна его постановка, «Несвоевременный концерт». К этому обстоятельству Рыжаков, относится «без стеснения».

«Мы часто думаем, что Володин — миленький седенький старичок. Но он был человеком яростным, антимилитаристом, пацифистом и человеком большого гражданского мужества. Он не мог терпеть вранья про войну... В какие-то годы володинское — это лирическое, в какие-то — женское, а в какие-то — антивоенное», - заявила Дмитревская, говоря о необходимости фестиваля идти в ногу со временем.

«Война — состояние души. Это с нами что-то происходит, что потом перерастает в агрессию. Володин же, как художник, занимался как раз лечением души человеческой», - поддержал ее директор фестиваля.

Идеология нынешних «Пяти вечеров» несколько осложнена отсутствием военной темы в творчестве фронтовика — Володина (ред. Александр Володин в годы Великой Отечественной войны был связистом и сапёром, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте, дважды был ранен, награжден орденами и медалями). Режиссер «Победителей» Дмитрий Егоров вспомнил высказывание драматурга о том, что тот не верит ни одному спектаклю про войну — действие сопровождается стуком каблуков о дощатый настил, тогда как одним из самых запоминающихся впечатлений военных лет для самого Володина было четырехлетнее отсутствие твердого пола под ногами.

Егоров, тем не менее, решил рискнуть. «Принципиально было сделать спектакль, затрагивающий не только Великую Отечественную, но и тему Афганистана — понятно почему. За последние год-полтора пошел подъем настроений «за войну», ощущение, что все готовятся воевать и ждут, кто бросит первый камень, чтобы вновь отправить людей в большую мясорубку. Простые люди, которые воюют, не остаются в истории, остаются только герои. Никто не вспоминает про миллионы «неизвестных солдат», никто не говорит про их матерей. А ведь остаться в живых потеряв близкого может быть страшнее, чем быть мертвым», - говорит режиссер.

Отвечая на вопрос «Моего района» о том, считают ли организаторы необходимым поднимать конъюнктурные темы, используя имя покойного уже писателя, Дмитревская заметила, что Володин сам «реактивно» реагировал на любые сиюминутные вопросы.

«Конечно, мы берем на себя некоторую смелость думать за него, но, наверное, нет другого аппарата. Важно, чтобы Володин незримо оставался здесь, постоянно к нему обращаться», - считает арт-директор фестиваля.

«Это продолжение моего диалога с ним, начавшегося однажды на Малой Грузинской в Москве. Его мысли и поступки стали частью моей биографии, это не пустые слова. Конечно, мы, организаторы, постоянно спорим между собой о том, что нужно сказать и сделать», - добавил Рыжаков.

Дмитревская предложила по этому случаю провести традиционное гадание на томике стихов Володина, чтобы узнать, что автор «думает» о фестивале на сей раз. Выпало следующее стихотворение:

А новое так отрицает старое!
Так беспощадно отрицает старое,
как будто даже не подозревает,
что, не успев заметить, станет старым.
Оно стареет на глазах! Уже
короче юбки. Вот уже длиннее!
Вожди моложе. Вот уже старее!
Добрее нравы. Вот уже подлее!
А новое так отрицает старое,
так беспощадно отрицает старое,
как будто даже не подозревает...

Драматург, сценарист и поэт, Александр Володин родился в 1919 году, прошел Великую Отечественную войну, окончил ВГИК. Среди его известных работ — сценарии фильмов «Дочки-матери», «Осенний марафон», пьесы «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», «Фабричная девчонка». Писатель скончался в Петербурге в 2001 году, фестиваль его имени проводится 12 лет. В этом году он завершится 10 февраля, в день рождения Володина, постановкой его пьесы «Дульсинея Тобосская» от «Небольшого драматического театра» Кирилла Семина. Премия «Пять вечеров» будет торжественно вручена Алисе Фрейндлих. 

share
print