Благое начинание – создание саморегулирумых организаций (СРО), кажется, терпит фиаско. Чуть ранее, определенному демонтажу подверглась система СРО в ЖКХ. Сейчас Минстрой заговорил о восстановлении лицензирования в строительной области. Похоже, не приживается система самоуправления в народном хозяйстве. Да и народонаселение не готово тоже.
Процедуру отмены саморегулирования в строительной сфере и возвращение к системе лицензирования анонсировл глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень.
«Когда-то действовала система лицензирования строительной деятельности. Потом мы перешли к саморегулированию, когда строительные компании, объединившись, сами себе стали выдавать разрешения на строительство. Сегодня, очевидно, что саморегулирование в стройке не оправдало себя», - считает министр.
В настоящее время идет подготовка целого ряда инициатив, призванных прекратить злоупотребления в саморегулируемых организациях. «Один портфель законов, усиливающих влияние национальных объединений на саморегулируемые организации, уже утвержден, и мы продолжаем готовить новый блок предложений»,- сказал Мень.
Ну а если это не сработает, то «мы обратимся к правительству с предложением вернуть старую проверенную систему лицензирования»,- заключил глава минстроя. В общем, грядет возвращение консервативного способа управления строительной отраслью.
Если чуть подробней расшифровать понятие СРО, то, в частности, в сфере строительства и капитального ремонта они заработали с 1 января 2010 года. Согласно программе строительные организации, вступившие в СРО, получают допуск на строительство, а также занимаются контролем над соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности. Строительная компания обязана заплатить вступительный взнос, но, в случае не выполнения обязательств по качеству, ее могут изгнать из СРО.
На практике же вышло несколько иначе. После появления новой системы отрасль чуть ли не рукоплескала. Да и многие журналисты, включая вашего покорного слугу – тоже. Отмена лицензирования, которое порой, проходило посредством специфического взаимодействия с госорганами отменяется. Но голь на выдумки хитра, и к новым условиям тоже можно привыкнуть.
Первое, что заметили небольшие компании – чрезмерные для них платы за вход и ежемесячные взносы в кассу СРО. В настоящее время эта плата составляет от 100-150 тысяч рублей до 1,5 млн. Для больших корпораций это пустяк, а для средней руки компаний это большие деньги. Ну и дальше пошло поехало. Малые компании, те, которые строили один – два дома, оказались выброшенными на задворки. Это сократило число застройщиков, а значит и конкуренцию.
С другой стороны в основном именно представители небольших фирм, порой создавали т.н. СРО – однодневки. Через год они исчезали, получив пятна под застройку, ну а потом под эгидой этих организаций, либо строили абы как, либо плодили армию обманутых дольщиков. Хотя, безусловно, многие работали честно.
Еще одно «достижение» СРО, как поясняют специалисты – возможность в одну реку зайти дважды. Т.е. даже если тебя выгнали из СРО, то также, за дополнительную плату, могут принять в другую организацию. Ну и еще по мелочам. Можно добавить, что и замминистра Андрей Чибис на этой неделе отмечал, что саморегулируемые организации надо отменять и в сфере капитального ремонта, из-за частого падения лифтов в последнее время.
Ну и, наконец, многие СРО стали выполнять не совсем профильную функцию. Они создали на собранные деньги свои банки и прокручивают деньги.
Можно добавить, что во всем мире саморегурование давно внедрилось в жизнь. Порой степень включенности отраслей экономики в систему, например, в Германии составляет порядка 90%.
У нас не складывается. Проще все вопросы отдать на откуп государства – нет, конечно, особых прав нет, зато нет и ответственности. Как тонко подметил руководитель СРО «МежРегионРазвития» Владислав Воронков: «Наш народ тяготеет к вертикали».
В системе ЖКХ чуть менее сложная ситуация. Но похожая. СРО в системе ЖКХ образовались значительно позже, и уже с 1 мая 2015 года запустилась смешанная система лицензирования: Помимо участия в СРО, которое в мае прошлого года стало добровольным, все участники рынка должны получить аттестационный документ, разрешающий хозяйственную деятельность.
Пока что из тех, кто решился пройти аттестацию, ее прошли порядка двух третей жилкомсервисов. Повторять проблемы не стоит, они практически совпадают со строителями, разве что денег там вращается в разы меньше и банки не организовываются.
Еще экс вице-губернатор Владимир Лавленцев, а затем и Игорь Албин, равно как и глава Жилкома Валерий Шиян уже через год после введения системы СРО, кто осторожно, а кто и напрямую стали критиковать саморегулирование отрасли. По сравнению со строительным лобби, тормозящем введение нового законодательства, в ЖКХ система СРО провела некую ретушь в своей деятельности менее болезненно. Но новый законопроект, с новым регламентом тоже уже длительное время отлеживается под сукном в ожидании третьего чтения.
Определенную аналогию можно найти и в жизни вокруг. Взять, к примеру, даже не создание ТСЖ, но даже выбрать совет дома не получается: Ни собраться на собрание, ни выбрать руководство. Понятно, что в больших домах проживает большое количество жильцов и всех сразу не собрать, но и заботиться о своем жилище особо никто не хочет. Пусть все сделает кто-то, а мы уж как-то «откупимся» квартплатой, чтобы потом по кухням судачить о некачественном управлении домом. Здесь тоже живут той же вертикалью.