Истории

Омерзительные шесть тысяч: что не так с «Оскаром»

Пока скандал вокруг премии «Оскар» и расизма немного успокоился, спросим себя, что это было. Конечно, подобные обвинения в адрес Американской киноакадемии звучат не впервые, но никогда реакция с обеих сторон не была столь серьезной. В конце концов, решено, изменить состав жюри премии. Накануне же масла в огонь подлили еще и гомосексуалисты, обещавшие премии новый бойкот.

Ключевые лица

Спайк Ли

Идейным вдохновителем бойкота, к которому среди чернокожих деятелей искусства присоединились в том числе актер Уилл Смит и его жена Джада Пинкетт, стал именитый режиссер Спайк Ли. Он считается противоречивой фигурой,  режиссера обвиняли в черном расизме и даже антисемитизме. При этом Ли стал одним из первых афроамериканских режиссеров, оказавшихся в пантеоне классиков кинематографа. «Сорок белых (номинированных) актеров за два года и ни одного черного — это не совпадение», - заявил он после объявления номинантов.

Ли знаменит своим фильмом «Делай как надо» (1989) об одном дне черного квартала в Нью-Йорке, в котором детально показывается механизм пробуждения шовинизма, когда добрые соседи превращаются в смертельных врагов, и начинаются погромы. Подобные погромы миллионы американцев наблюдали по всей стране на протяжении прошлого и позапрошлого года.

Сэмюэль Л. Джексон

Актер (кстати, игравший в «Делай как надо») не высказывался прямо в адрес жюри «Оскара». Общественное мнение, однако, считает именно его одним из очевидных несостоявшихся номинантов. Академия «прокатывает» Джексона второй год подряд, в обоих случаях речь идет о его работе у Квентина Тарантино — роль второго плана в «Джанго освобожденном» и главная роль в «Омерзительной восьмерке». Характерно, что год назад недовольство недооцененной игрой Джексона в «Джанго» сопровождалось претензиями (белых) критиков в адрес Тарантино — им не понравилось неполиткорректно-частое использование в фильме слова «нигер».

Шерил Бун Айзекс

Первый темнокожий президент Американской киноакадемии заявила, что с наступившего года правила членства в организации будет пересмотрено в сторону большего этнического, возрастного и гендерного разнообразия. Предполагается, что таким образом не только отдадут больше места цветным, но и сделают шаг к разрушению консервативных стереотипов о правильном, традиционном и «нравственном» искусстве.

Сегодня Академия насчитывает более шести тысяч членов, имеющих право голоса. 94% из них — белые, 76% - мужчины, и в основном им далеко за шестьдесят.

Предыстория

Список черных актеров, получивших «Оскара» за лучшую мужскую роль на протяжении 88-летней истории академии выглядит красноречиво: Сидни Пуатье (1964), Дэнзел Вашингтон (2002), Джейми Фокс (2005), Форест Уиттакер (2007). Что касается женских ролей, этот список состоит из одной актрисы: Хэлли Берри (2002). Также награду за лучший фильм из всего, снятого черными режиссерами, получил лишь «12 лет рабства» (2013), при этом его автора Стива МакКуина еще и обошли в номинации «лучший режиссер» (таковых среди черных не оказалось вовсе).

Всего, так или иначе, награду получили 35 чернокожих за все время существования церемонии. Конечно, нашлись сторонники существующего статус-кво, доказывающие с калькулятором, что такое количество примерно соответствует общему проценту темнокожего населения в Америке. В искусстве, однако, подобные оценки бесполезны — разве фильмы с черными актерами делают только для черных и в ограниченном количестве? А если заняться расистскими подсчетами, не окажется ли так, что представителей какой-то национальности среди номинантов и победителей куда больше, чем их есть в процентном отношении в США, и это никого не возмущает?

Лучший актер или актриса — самая запоминающаяся награда, по которой будут вспоминать «Оскар» и тогда, когда забудут основных номинантов. Именно в этой области, артистизма и развлечений, афроамериканцы гордились собой в особенности. Если с темнокожими учеными или философами долгое время была напряженка, в музыке, театрализованных представлениях, на экране они давно взяли свое. Не в последнюю очередь потому, что хотели иметь свою музыку, свои развлечения и свое кино. Белые англосаксонские протестанты из Голливуда видимо посчитали, что пусть это «свое» негры берут себе, а «Оскар» можно оставить для «приличных» людей — и в этом состоит претензия бойкотирующих «Оскар».

Контекст

С 2013 года цветные активисты регулярно инициируют массовые протесты и беспорядки в США. Поводом, как правило, становится убийство полицейскими чернокожего при задержании. Условный общий слоган протестующих - «Черные жизни имеют значение». Они считают, что общество отмахивается от подобных происшествий, считая всех черных потенциальными преступниками.

Полиция в свою очередь готова стрелять в каждого негра заранее. Противники этой точки зрения приводят ссылку на статистику преступности, доказывая, что цветные, которые в массе своей имеют меньше доступа к образованию и социальным благам, и впрямь совершают больше насильственных преступлений. Аргумент несколько портит смерть Эрика Гарднера — в 2014 году в Нью-Йорке полицейские просто задушили черного мужчину в пылу борьбы при задержании. Эпизод, вызвавший новую волну беспорядков, пугающе повторяет кульминацию уже упомянутого фильма Спайка Ли, но если персонаж фильма вроде бы «напросился», Гарднер, как потом выяснилось, вообще не делал ничего противозаконного. В 2012 году дружинник застрелил подростка Трэйвона Мартина, который имел неосторожность ходить в толстовке с капюшоном — по мнению его убийцы, именно так выглядят члены банд.

Сложившаяся ситуация показала невозможность сохранения статуса-кво. Белые консерваторы будут уверены, что черные должны не шататься где попало, а выглядеть цивилизованно и держать свои вкусы при себе. Черные же не хотят выбирать, где им находиться, как выглядеть, и не хотят смотреть фильмы о проблемах белых людей. И это не похоже на проблемы мигрантов и жителей анклавов, которых теоретически можно обязать уважать местные традиции — черные здесь сами местные.

Последние фильмы Тарантино, которым так не повезло с «Оскаром», говорят о расовых проблемах очень много. Не отягощенный ханжеством режиссер показывает, что черные к белым не испытывают ни пиетета, ни сочувствия — равно как и белые к черным. С другой стороны, лицемерные (и что-то напоминающие) разговоры «мы — один народ», которые белые ведут друг с другом, также мало чего стоят перед лицом опасности.

Признание конфликта интересов хотя бы потенциально может привести к совместной борьбе за справедливость, которая в случае «Оскара» пока понимается вот так. Можно жалеть о былом, презирать погромщиков и скептически относиться к талантам Хэлли Бэрри — старой Америки белых протестантов, университетских обществ, приличных районов и гетто больше нет, она осталась в старых фильмах, где белый мужчина побеждает врагов, добиваясь белой женщины, а негры появляются в роли преданных и мудрых слуг.

share
print