Истории

Пучнин: Недостаточно честен — прислушивайся к тренду

Председатель Горизбиркома Алексей Пучнин считает, что депутатам надо быстрее принимать закон о выборах в Законодательное собрание, выборы 2016 года будут честными, так как это федеральный тренд, а партии не лезут в организацию избирательного процесса. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью главному редактору MR7.ru

Вы подвергли критике депутатов за то, как принимался закон о муниципальных выборах в 2014 году. Есть данные о том, что при принятии закона о выборах депутатов Законодательного собрания парламент настроен на такую же схему. Закон, скорее всего, будет принят в апреле-мае. Будет ли возможность повлиять и исправить ошибки, если он будет приниматься прямо перед стартом избирательной кампании?

Я бы все-таки хотел сказать, что никого не критиковал, а высказывал свое пожелание, чтобы этот закон принимался быстрее. Если он принимается «под выборы», то судорожная работа по его правке не дает необходимого времени и возможности поправить его хорошо.
Что касается - будет ли возможность (ред. Повлиять), то ЗакС совершенно самостоятельный орган. Мы открыто высказываем свое пожелание, чтобы этот законопроект вносился быстрее, и это наша единственная возможность повлиять.

Вы сказали, что как такового документа - законопроекта не существует. Но я знаю, что есть несколько вариантов в природе, и какой, на ваш взгляд, наиболее предпочтительный вариант выборов — это 25 на 25, 50 по партспискам или 50 по мажоритарной системе?

Есть варианты мнений, и если выбирать из них, то для меня предпочтительно 25 на 25 депутатов. Это синхронизирует схемы выборов с Госдумой и не сильно увеличивает бюллетень. С этим можно спокойно справиться. Это будет отвечать тому балансу интересов, о котором говорил президент в декабре 2012 года, когда переходили на смешанную систему по выборам депутатов Госдумы.

Он говорил, что нужно удовлетворять интересы партстроительства, когда они ищут власть на выборах, и проводить поиск новых, неординарных личностей, которые могут проявить себя в условиях мажоритарных округов. Эта логика соответствует, наверное, и современному петербургскому состоянию. Притом что есть еще один, на мой взгляд, разумный довод в пользу смешанной системы.

Я об этом тоже довольно часто говорил, по крайней мере с октября 2012 года, когда в первый раз стали открыто говорить о смешанной системе. Он следующий. При изменении федерального закона об организации власти в субъектах Федерации. Это основополагающий федеральный закон, который дает возможности формирования исполнительной и законодательной власти в субъектах Федерации.

Так вот, при недавнем изменении федерального закона — всем субъектам разрешено выбирать схему исходя из пропорциональной системы и смешанной, а Петербургу и Москве из трех систем — мажоритарной (только одномандатные округа), смешанной (часть депутатов избирается по партийным спискам и часть по одномандатным округам) и пропорциональной (все депутаты избираются по партийным спискам). 

Федеральный законодатель таким образом говорит, что движение в мажоритарные округа в Москве и Петербурге — желательно. Мне так показалось. Может быть поэтому Москва сразу перешла просто на мажоритарную систему, и в этом нет ничего плохого.

Для Петербурга переход на мажоритарную систему в политической реальности невозможен. Потому что все-таки пропорциональная система хорошо стимулирует концентрацию политических партий, их сил, выкристализовывает. Есть несколько организационно сильных политических партий только из-за того, что они представленны в ЗакСе в Петербурге.

Кроме того, есть прецедент создания в Петербурге политических партий и создание их филиалов в Москве. Чего нет у других регионов. Но в следующем году будут смешанные выборы и в связи с этим синхронизация избирательных действий и схем наиболее разумно, исходя из политического момента. Не слушаться трендов тут неразумно.

Удастся ли в ходе будущей кампании избежать таких досадных вещей, как «карусели», фальсификации копий протоколов, вбросы бюллетеней? Не секрет, что у нас в одной партии есть человек, который пропихивал расческой бюллетени и он занимает руководящие посты, и говорят, что он честнейший человек.

Готов прокомментировать обстоятельства, знакомые мне по 2014 году. Фальсификация копий протоколов — хороший вопрос. Было довольно много судебных рассмотрений по итогам голосования, особенно по местным выборам и по результатам выборов — это десятки таких дел. Процент судебных дел по 2014 году сильно упал в сравнении с 2011 и 2012 годом. И даже в этих делах доводы о несоответствии копий протоколов данным, введенным в ГАС «Выборы», не было.

То есть мы эту систему все-таки настроили. Очень рассчитываем на повторение в 2016 году. То есть на выборах губернатора и в местное самоуправление выдачи недостоверных копий уже не было. Повторных протоколов не было. Даже повторных вводов в ГАС «Выборы» был минимум, и то в следующую минуту в связи с ошибкой технического набора. Сразу переводили. Не в течение суток или через 12 дней, как когда-то и где-то, а только в связи с «человеческим фактором». Так вот, повторных протоколов не было. Мы этот антитренд, на мой взгляд, победили.

Что касается «каруселей» и всего прочего. Это такая «не светлая» история. Естественно, я скажу вам, что удастся победить их, и даже верю в это потому, что есть совершенно четкие тренды, которые определены и администрацией президента и действующей политической элитой Петербурга — это конкурентность и легитимность. Не подчиняетесь тренду — ну, наверное, не соответствуете тому месту, которое занимаете.

То есть если недостаточно честны, то подчиняйтесь тренду, я так вам скажу. В смысле «каруселей» или каких-то иных действий, то 141-я и 142-я статьи Уголовного кодекса дают исчерпывающие ответы на вопросы о «каруселях» и всякие другие гнусности.

Удастся избежать. Мы будем довольно жестко это профилактировать, даже не потребуется преследовать, а достаточно жестко профилактировать. Тем более, что участковые избирательные комиссии, они на самом деле не плохие, потому что составлены из представителей противоборствующих друг другу политических сил.

Та конкурентность, которая в составе избирательных комиссий заложена, она позволяет в достаточной степени не допускать каких-то сговоров. Известно, что ни одна из технологических схем или большинство «черных» технологических схем без участия представителей в комиссиях невозможны. За исключением «ручейков», когда бюллетень выносят с участка, отдают его, а потом с ним приходит следующий человек. Там не нужно задействовать членов участковых избирательных комиссий.

Как просто нелепый контроль голосования, даже с этим будем бороться. Это делали в Ломоносове и Солнечном в этом году, и у нас это получилось. Поэтому кто недостаточно честен, пусть прислушивается к трендам.

Не могу не спросить про назначение Александра Тетердинко ВРИО исполкома петербургской «Единой России» (21 декабря 2015 года Генсовет партии оставил господина Тетердинко с приставкой ВРИО, и он будет утвержден в должности, если успешно проведет праймериз). Не секрет, что глава исполкома — это человек, который занимается организацией выборов в партии. Известно, что у вас были непростые отношения, и люди, близкие к Смольному, говорят, что это такой явно недружественный «демонстративный жест» со стороны Вячеслава Макарова. Можно ли в такой ситуации избежать каких-то неприятностей для партии власти в организации выборов и в процессе избирательной кампании?

Я не думаю, что акт недружественности в этом читается, потому что кадровая политика любой политической партии, тем более «Единой России», — это их дело.
Что касается непростых отношений, то непростые отношения никогда не мешали конструктивному обсуждению каких-то правоприменительных вещей, связанных с деятельностью петербургской избирательной комиссии.

Что касается точек соприкосновения политических партий и избирательной комиссии, то они, без всякого сомнения, есть. Например, при формировании избирательных комиссий в части назначения одного из восьми или большего количества членов. Но вместе с тем мы не лезем в технологии политических партий, а политические партии не лезут организацию избирательного процесса.

«Разделенность чемоданов» позволяет как угодно комментировать кейс. Как угодно комментировать любые кадровые назначения, но для избирательных комиссий это ровно ничего не значит.

share
print