Истории

Зоны отчуждения: почему метро есть, а жизни нет?

Чтобы ощутить беспросветный дух окраины необязательно уезжать далеко от исторического центра. Достаточно проехать от Невского всего пару остановок на метро и оказаться в зоне отчуждения.

Вместо уютных скверов и кафе, разнообразных супермаркетов, благоустроенных детских и спортплощадок, современных кинозалов и театров и клубов на любой вкус — загнивающие с советских времен магазины, заброшенные кинотеатры и разрушающиеся ДК. «Мой район» изучил окрестности нескольких станций метро, где нет современной социальной инфраструктуры, а подземка – едва не единственное благо цивилизации. Городские власти, как оказалось, проблем в этом не видят.

Заброшенный кинотеатр «Спутник» и пустырь со скамейками — первое, на что обращаешь внимание на «Ломоносовской»

Фото: Сергей Ермохин

«Ломоносовская»

Открытая в декабре 1970 года станция «Ломоносовская» расположена на Невско-Василеостровской линии, названа по имени соседнего «Ломоносовского Фарфорового завода», основанного при участии Михаила Ломоносова. Вестибюль станции построен на территории Ломоносовского сквера. Ранее на этом месте было Спасо-Преображенское (Фарфоровское) кладбище. В центре сквера возвышалась Свято-Духовская церковь, которую снесли в 1966 году.

Заброшенный кинотеатр «Спутник» и пустырь со скамейками — первое, на что обращаешь внимание на «Ломоносовской». Когда-то здесь хотели строить торгово-развлекательный центр, но из-за протеста жителей стройку «на костях» отменили. Бывший кинотеатр частично превратился в рынок.

— По-моему все, что находится вокруг «Ломоносовской», рассчитано на пенсионеров и южных таксистов — их здесь большинство, — рассказывает местный житель и фотограф Сергей Ермохин. — Ни приличных кинотеатров, ни торговых центров тут нет. С удовольствием отсюда уеду. Спортивных площадок вроде достаточно недалеко от дома, правда, рассчитаны они в основном на детей. Нормальных продовольственных магазинов, по-моему, вообще нет, видимо, поэтому весь народ едет закупаться в Мегу — там по выходным просто толпы народу.

Заброшенный кинотеатр «Спутник» и пустырь со скамейками — первое, на что обращаешь внимание на «Ломоносовской»

Фото: Сергей Ермохин

Комментарий комитета по градостроительству и архитектуре (КГА): территория у метро «Ломоносовская» имеет сложившуюся застройку жилых и общественных зданий. Из-за отсутствия резерва территорий, возможность их развития отсутствует.

По-моему все, что находится вокруг «Ломоносовской», рассчитано на пенсионеров и южных таксистов — их здесь большинство. Ни приличных кинотеатров, ни торговых центров тут нет

«Елизаровская» - унылые пятиэтажки, бесконечные ларьки с шавермой, серые дома

Фото: Сергей Ермохин

«Елизаровская»

Еще одна станция метро, рядом с которой жизнь, кажется, замирает — «Елизаровская». Унылые пятиэтажки, бесконечные ларьки с шавермой, серые дома. Из центров притяжения здесь, пожалуй, лишь ДК им. Крупской, где располагается известная на весь город книжная ярмарка. Станция открыта 21 декабря 1970 года в составе участка «Площадь Александра Невского — Ломоносовская». Названа по проспекту Елизарова, возле которого возведена.

— На «Елизаровской» в принципе нет мест, где можно проводить время с семьей, — рассказывает местный житель Антон Баклагин.— С магазинами и поликлиниками проблем нет, не хватает именно досугово-развлекательных центров: некуда сходить в кино, раньше хотя бы был зал с бильярдом, но он сгорел

На «Елизаровской» в принципе нет мест, где можно проводить время с семьей. С магазинами и поликлиниками проблем нет, не хватает именно досугово-развлекательных центров: некуда сходить в кино, раньше хотя бы был зал с бильярдом, но он сгорел

Комментарий КГА: станция метро «Елизаровская» расположена в окружении кварталов со сложившейся исторической средой. Учитывая отсутствие свободного территориального резерва, размещение культурно-развлекательных центров, крупных торгово-развлекательных комплексов на территориях, прилегающих к станции метро «Елизаровская», не представляется возможным.

Заброшенный кинотеатр «Пилот» (бывший «Выборгский»), служит сегодня пристанищем для людей без определенного места жительства

Фото: Сергей Ермохин

«Площадь Мужества»

Расположенная на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Лесная» и «Политехническая», станция была открыта 31 декабря 1975 года в составе участка «Лесная» — «Академическая». Названа по одноименной площади. На «Площади Мужества» нас встречает еще один кинотеатр — призрак «Пилот», который вполне мог бы стать центром притяжения и развития общественного пространства. Но у городских властей, судя по всему, таких планов нет.

— Кажется, здесь время остановилось в 70-80-х годах прошлого века, — рассказывает Анна Акопова, журналист и местная жительница. — С одной стороны, это зеленый район со множеством парков в пешеходной доступности. Здесь много просторных зеленых дворов, большинство домов удалены от дороги, от пыли и шума. Район выглядит уютно летом, но как только опадают листья, и начинает рано темнеть, он становится мрачным и неуютным, к тому же, с освещением во многих дворах — проблемы.

Заброшенный кинотеатр «Пилот» (бывший «Выборгский»), служит сегодня пристанищем для людей без определенного места жительства. Кинотеатр здесь очень бы пригодился, ведь в районе практически некуда пойти в свободное время

Здесь, вероятно, хорошо чувствуют себя семьи с маленькими детьми. Но разве что те, у кого есть автомобиль. В пешеходной доступности не хватает даже продуктовых магазинов (в «Пятерочке» и «Магните» выбор зачастую очень ограничен), современный магазин одежды всего один. При этом здесь сохранились грязноватые, неуютные торговые центры «старого образца», куда мало кто заходит — цены там не самые низкие, а персонал и ассортимент будто не менялся несколько десятилетий. Рядом с одним из таких «мамонтов» — аброшенный кинотеатр «Пилот» (бывший «Выборгский»), служащий сегодня пристанищем для людей без определенного места жительства. Кинотеатр здесь очень бы пригодился, ведь в районе практически некуда пойти в свободное время А жизнь могла бы теплиться: в кафе, барах и ресторанах, в торговых центрах, кинотеатрах и других общественных пространствах, об открытии которых мечтают жители района.

Комментарий КГА: у станции метро «Площадь Мужества», на территории Калининского района расположены объекты ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». Сейчас на земельном участке по адресу: Политехническая ул., 27, лит. А проходит реконструкция здания спортивного комплекса с бассейном. На земельном участке по адресу: Петербург, ул. Фаворского, участок 1 (западнее пересечения с Гжатской ул.) предусматривается строительство крытого катка с искусственным льдом.

«Удельная»

Станция метро «Удельная» расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Пионерская» и «Озерки». Открытая 6 ноября 1982 года в составе участка «Петроградская» — «Удельная», получила свое название по одноименной железнодорожной станции в историческом районе Удельная.

Нелегальные лотки с овощами и фруктами, множество мелкорозничных магазинов-палаток, отсутствие пешеходных переходов, и «Макдональдс», как главная достопримечательность — пожалуй, так можно охарактеризовать район «Удельной».

Нелегальные лотки с овощами и фруктами, множество мелкорозничных магазинов-палаток, отсутствие пешеходных переходов, и «Макдональдс», как главная достопримечательность — пожалуй, так можно охарактеризовать район «Удельной». Удельный парк встречает полуразвалившимся особняком, бывшим рестораном «Лесной», который сегодня превратился в убежище для бездомных и небезопасное место игр подростков. Ранее администрация Выборгского района планировала превратить его в культурный центр, но до дела так и не дошло.

Особенно жителям

— Мне нравится, что тут нет торговых центров и гипермаркетов, потому что это дает возможность больше быть на природе, просто гулять, не покупать лишнего и ненужного, — рассказывает экоблогер и местная жительница Анна Тятте. — Для прогулок есть замечательный Удельный парк и Сосновка. Лично мне не хватает разве что пары уютных и симпатичных кофеен, где мы можно было посидеть за чашкой чая или кофе. А в плане продовольственных товаров я тоже не променяю «Уделку» ни на что — здесь в маленьких ларьках и лавках продается все фермерское, натуральное, и цены ниже, чем в любых супермаркетах. Главный минус — слишком много стихийной торговли. Особенно мешает торговля «с колес» — иной раз из-за фургончиков с рыбой, пирожками и пенсионерами, расстилающими свои «прилавки» на земле у метро, к станции просто не пройти.

Комментарий КГА: размещение культурно-развлекательных центров, крупных торгово-развлекательных комплексов на территориях, прилегающих к станции метро «Удельная», не представляется возможным. На территории Выборгского района определены два земельных участка для размещения сельскохозяйственного рынка по адресам: Петербург, Удельный пр., участок 1 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.); Петербург, Удельный пр., участок 2 (юго-западнее пересечения со Скобелевским пр.)

Зона от метро

Фото: Сергей Ермохин

«Чкаловская»

Станция открыта 15 сентября 1997 года в составе участка «Садовая» — «Чкаловская». Название связано с ее расположением у Чкаловского проспекта. Казалось бы, это центр Петербурга, но зона от метро в сторону Петровского острова, как и сам остров, скорее напоминают декорации к фильму-антиутопии. Здесь хорошо снимать экзистенциальное авторское кино. Депрессивное, с окликом в советское прошлое. Целые кварталы заброшенных зданий могли бы легко стать центрами интеллектуального или культурного развития. Да и близость к центру делает эти участки привлекательными для инвестора.

Здесь хорошо снимать экзистенциальное авторское кино. Депрессивное, с окликом в советское прошлое. Целые кварталы заброшенных зданий могли бы легко стать центрами интеллектуального или культурного развития

Комментарий КГА: У нас нет информации о планах строительства объектов социальной инфраструктуры, культурно-досуговых и спортивных объектов в ближайшее время (2015-2020 годы) на территории у станции метро «Чкаловская» (район от ул. Большая Зеленина в сторону Левашовского проспекта и Большого Крестовского моста, Крестовского острова). Что касается застройки Петровского острова, то утвержден проект планировки его территории, в границах береговой линии М. Невки, береговой линии Ждановки, береговой линии М. Невы, в Петроградском районе. Большая часть территории Петровского острова подлежит активным градостроительным преобразованиям, предполагающим в том числе, жилищное строительство. Предусмотрено развитие систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения. Планируется проектирование, строительство образовательных учреждений и объектов здравоохранения пропорционально объемам строительства жилья на территории Петровского острова.

Мнение

Преобразования возможны

Казалось бы, ответ властей один – для преобразований нет места. Но что если обратить внимание на уже созданные, но разрушающиеся дома, придав им новую жизнь?

Святослав Мурунов, урбанист, эксперт института урбанистки «Среда»:

Каждое заброшенное здание надо оценивать отдельно: являются ли они историческим памятником или нет. Есть ли там субъекты и ли городские активисты, предприниматели, которым эта площадка была бы потенциально интересна? Если да, то можно спроектировать новые смыслы для этого здания, и через поиск инвестиций эти здания преобразовать. Есть положительный опыт в Москве, когда муниципалитет выставил 42 московских кинотеатра на торги с условием, что пять из них, исторические памятники, будут сохранены, остальные сохранят функции общественного-культурного центра с торговыми площадями. И это было интересно девелоперу. Но без качественного исследования здесь не обойтись. Торгово-развлекательных центров итак достаточно в городе, и многие из них пустуют, нужны новые пространства – образовательно- культурные, с торговыми функциями. Для старшего поколения эти места однозначно обладают символическим капиталом – там что-то происходило, с ними связны воспоминания. И разрушая их, мы потеряем целое поколение или вызовем у них негатив.

Торгово-развлекательных центров итак достаточно в городе, и многие из них пустуют, нужны новые пространства – образовательно- культурные, с торговыми функциями

А у молодого поколения всегда есть запрос на новые форматы – на кофейни, на антикафе, на образовательный лекторий. Ау бизнеса есть запрос на то, чтобы были люди. Так что при правильном социальном проектировании, когда учтены интересы разных субъектов, культурные коды места, социальные сценарии, социальные конфликты, это сделать возможно. Это сложная работа, я бы ставил это на повестку дня для города и адресовал не только к власти, но и к бизнесу, жителям и городским активистам. Власть часто говорит: «у нас нет денег, и мы не знаем, что с этим делать». Бизнес обычно хочет построить там ресторан или бар. Потому надо принимать решения как результат диалога и взаимодействия, привлекать сторонних экспертов и вместе проектировать видение будущего пространства. Важно и правильно сформулировать запрос. Нужно также, чтобы жители сами активно старались улучшить жилую среду возле себя, однако в этом случае просто собирать подписи и отдавать их чиновникам недостаточно. Можно организовать фестивали выходного дня, включить в них представителей бизнеса, сообществ и местных активистов, чтобы они наполнили событием это место. Показать, что это место им важно, что они там что-то делают. Жителям не хватает технологий созидания, разрешений, они боятся администрацию, полицию. Простой книжный развал или ресторанный день мог бы показать, работает это место или нет. Этот переход в мобильную активность помогает начать тестировать город, чтобы понять, нужно ли там что-то менять или нет.

Нужно также, чтобы жители сами активно старались улучшить жилую среду возле себя, однако в этом случае просто собирать подписи и отдавать их чиновникам недостаточно

Евгений Бондарчук, председатель рабочей группы по общественным пространствам при вице-губернаторе Игоре Албине:

В концепции развития «Общественных пространств», которая будет готова в следующем году, мы проанализируем существующие парки, скверы, площади и просчитаем обеспеченность различных территорий общественными пространствами. Акцент будет сделан и на такие заброшенные территории с хорошим потенциалом, рядом с метро, где есть какая-то недвижимость, которая не используются. Когда будет формироваться техническое задание для этой концепции, мы проведем обсуждение с общественностью, экспертами и учтем все вопросы. В том числе о будущем заброшенных зданий. 

share
print