В Петербурге открылся университет, куда принимают «абитуриентов» с 8 лет
В Европейском университете на Гагаринской улице необычных студентов ждут каждое воскресенье на лекции и воркшопы. Здесь ребята задают вопросы и ищут на них ответы: из чего состоит город? Зачем нам нужна вода? Как понимать друг друга без слов? Почему деревья зеленые?
Университет детей — это проект московского Политехнического музея, который уже давно и успешно работает в столице. Здесь собираются ребята, которые хотят знать больше, чем рассказывают в школе. А также те, кому недостаточно рассказать, а надо еще показать и доказать, и те, кто хочет проверить все на собственном опыте.
Курсы. В детском Университете нет разовых занятий — программа подразумевает комплексные направления, ограниченные семестрами. На сегодняшний момент в Петербурге работает два возрастных направления: «Импульс» (8−9 лет) и «Динамика» (10−11 лет). Главный принцип программы «Импульса» — как можно больше наук. В возрасте 8-9 лет детям интересно, как работает все, что их окружает. Найти ответы на нескончаемые детские вопросы помогут биология и математика, лингвистика и социология. В программе осеннего семестра представлены все группы наук, от технических до гуманитарных.
Студенты направления «Динамика» уже умеют связывать явления и систематизировать факты. Каждая тема рассматривается на занятиях с точки зрения разных областей знания. Главная тема текущего семестра — «Человек меняет себя и мир», которая оставляет поле для множества вопросов: что нас формирует — генетика или воспитание? Почему нам сложно принять чужую точку зрения? Как нас меняют гаджеты? Сколько мусора в день производит каждый из нас?..
Внимание. На лекция одновременно присутствуют до 60 детей, а на воркшопах (практических занятиях) — до 20-ти. Как же один университетский преподаватель может удерживать внимание столь многочисленной и непростой аудитории? В этом ему помогает продюсер — опытный сотрудник с педагогическим и психологическим образованием. Вместе с ученым они выбирают детский вопрос, который станет основой занятия; затем — тщательно продумывают будущую лекцию: без сложных теоретических терминов, с разнообразными сменяющими друг друга активностями, с экспериментом (игрой) и выводами. На лекции присутствуют члены команды Университета и волонтеры, которые вовлекают в процесс всю аудиторию до самого последнего ряда, всех студентов до самого стеснительного малыша, помогают опоздавшим и учатся сами: среди них много будущих ученых.
Задачи. Формат детского университета придуман давно в Европе: он работает почти при каждом европейском вузе. В основном, вузы готовят себе будущих абитуриентов. Политехнический музей не ставит такую цель: здесь акцент сделан на самом процессе обучения, а основная задача — это популяризация науки и обучение научному методу познания.
Татьяна Рябухина, директор Университета детей:
Мне кажется, владение научным методом познания делает всю нашу жизнь интереснее. Любой вопрос становится поводом для исследования. Ты всегда знаешь, что найти ответ — в твоих силах, и тебе знаком план, по которому нужно действовать. Источников, которые могут рассказать тебе о чем-то интересном — море. Это не только мама, папа и учитель. Поиск ответа — это маленькая жизнь, которая обогащает твою «большую жизнь». Здесь формируется критическое мышление. В школе ученикам зачастую приходится верить учителям на слово; в Университете же детей студенты имеют возможность проверить каждую гипотезу. Они изнутри узнают, как устроено высшее образование, и им легче встроиться в новый режим после окончания школы.
Мы не забываем, что перед нами дети, и говорим о сложных вещах максимально точно и просто. Но ребенок для нас — это не «маленький» человек. И я уверена, что наши студенты осознают и чувствуют это взрослое уважение к себе.
Подробнее об Университете детей: polymus.ru/ru/education/YDetei/