Истории

На ЛГБТ-кинофестивале «Бок о бок» покажут фильм об Эйзенштейне Гринуэя

Девиз Международного ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о бок» — «Разная любовь — равные права». За картиной Питера Гринуэя последуют дискуссии, встречи и много кино.

Куратор фестиваля Гуля Султанова рассказала «МР» о том, как кино оживляет «памятник», а разговор о мужском и женcком ведет к свободе.

Расскажите о фильме открытия фестиваля.

Это картина культового режиссера Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». Фильм рассказывает о поездке Сергея Эйзенштейна в Мексику. Это был некий критический момент в его карьере и жизни, когда, с одной стороны, он успешно работал в пропагандистском кино, а с другой — развивал новаторский киноязык. И вот он отправляется в Мексику, чтобы снять фильм «Да здравствует Мексика!». Там Эйзенштейн знакомится с человеком, который говорит с ним на волнующие режиссера темы: о радости жизни и о смерти, об открытии своей сексуальности. Внешняя канва картины соответствует реальным событиям, но, конечно, это не чисто биографический фильм, тем более, Гринуэй славится своим особенным художественным взглядом.

Gulya Sultanova Гуля Султанова

Каким предстает знаменитый режиссер в фильме Гринуэя?

Главная заслуга этого фильма, на мой взгляд, — он оживил Эйзенштейна. Герой фильма не похож на застывшего забронзовевшего классика из советских учебников. Это очень ранимый, очень неуверенный в себе человек. В первой части кино Гринуэй постоянно выставляет его в довольно смехотворном виде. Это прием: свержение авторитета и акцент на том, что все — люди, и все беззащитны.
Кстати, у фильма скандальная история. Сначала Минкультуры планировало выделить средства на фильм о советском режиссере. Но когда чиновники поняли, что Гринуэй не собирается ничего скрывать, что он, наоборот, стремится открыть какие-то завесы, в том числе связанные с сексуальностью Эйзенштейна — они тут же отказали режиссеру в каком-либо сотрудничестве. Гринуэя интересовали личные дневники и переписка Эйзенштейна, но Госфильмофонд не дал доступ к архивам. Что ж, это очередная глупость наших чиновников, потому что фильм в итоге все равно получился, и в их же интересах было бы иметь к нему какое-то отношение. Интересно, что в картине эта история по-своему обыгрывается.

Какие аспекты общей проблемы прав ЛГБТ сейчас актуальны, и, в связи с этим, какие фильмы вы выбирали?

Ряд фильмов рассказывает о положении ЛГБТ в странах, где ситуация еще тяжелее, чем в России. Так, будет картина — крик души режиссера о том, как живут гомосексуалы в Ираке: очень сильный документально-игровой фильм «Общество». В сборнике о трансгендерах покажем фильм о мужчине турецкого происхождения, который живет в Австрии и является кросс-дрессером, то есть ему нравится переодеваться в женское платье. Несмотря на то, что его семья живет в Австрии, все родственники преследуют его. Фильм называется «Под завесой тайны»; когда тайна героя раскрывается, начинают происходить интересные вещи.
В этом году мы также затрагиваем тему жизни людей с ограниченными возможностями. Например, фильм «Дыра», получивший множество призов — с одной стороны, пронзительный и открытый, с другой — очень деликатный. Режиссеру удалось это совместить.
Мы будем говорить о маскулинности и о представлении женщин в культуре.

Горничная_Линн1 Кадр из фильма «Горничная Линн».

Почему вы решили затронуть эту тему?

Дело в том, что вопросы, связанные с людьми другой сексуальной ориентации или другой гендерной идентичности, не могут быть разрешены без разрешения вопросов бинарности мужского и женского. Сегодня мужское и женское начала зачастую рассматриваются как полярные, несовместимые в одном человеке. В этой «вилке» теряются не только трансгендеры, но и, в том числе, гетеросексуалы. В разных культурах и в разные времена по-разному представляли «настоящего мужчину» и «настоящую женщику». Одно это показывает, что определения «настоящих» весьма относительны. Например, сегодня даже самые консервативные женщины носят брюки. А еще сто лет назад, когда Марлен Дитрих впервые одела брюки и снялась в них кино, тут же встал вопрос об ее ориентации. Естественно, что никакого равноправия не будет в обществе, в котором существует жесткая привязка к стереотипам, связанным с ролевыми моделями мужчин и женщин.
Поэтому для нас важно говорить о том, что такое маскулинность, как она, в том числе, навязывается. Как представляются мужчины и женщины в культуре. Самые сильные герои — это, как правило, мужчины. Часто женщина выступает в роли обслуживающего персонала или в роли одного из архетипов: мать, жена.
Мы поговорим и о том, как можно менять ситуацию, менять психологию восприятия людей, и как это делают СМИ.

Почему разговор о равенстве полов встречает не меньшее неприятие со стороны значительной части общества, чем движение за права ЛГБТ?

Основа неприятия кроется в том, что с момента рождения нас разделяют цветом бантика — розовым или голубым. У мужчин и женщин предполагаются совершенно разные возможности, роли и обязанности. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые принимают геев, лесбиянок и трансгендеров, но не принимают равноправия женщин. Вопросы, связанные с ролями мужчин и женщин, затрагивают всех, и поэтому встречают столь эмоциональную реакцию. Это нормально, но если бы мы могли поднимать эти темы публично, свободно и спокойно, дискуссия шла бы в более конструктивном русле. У нас же эти обсуждения загнаны в соцсети, в специализированные СМИ с узкой аудиторией, и чем более они маргинальны, тем выше эмоциональный накал. Но если, несмотря ни на что, дискуссия пойдет и дальше, ее постепенно начнут спокойнее воспринимать. Ведь, в конечном итоге, она освобождает всех, утверждая, что и мужчины, и женщины могут быть такими, какими хотят. Но это долгий процесс, предполагающий непрерывную адекватную дискуссию, которой в нашей стране, к сожалению, пока практически нет.

Фестиваль пройдет 19 — 28 ноября на площадках: «Варшавский экспресс», отель «Сокос», пространства «Море», Loft Your Mind, Ministerstvo. Стоимость билетов — 200 — 300 рублей.

share
print