Истории

Константин Райкин: «Я — один из самых послушных артистов»

Накануне гастролей московского «Сатирикон» в северную столицу художественный руководитель театра Константин Райкин рассказал «МР» о переменах, об актерско-режиссерской иерархии и о сложном, но родном Петербурге.


В Петербург приезжает московский театр «Сатирикон». Гастроли приурочены к 65-летию художественного руководителя театра Константина Райкина. Зрители смогут оценить его режиссерские (спектакли «Однорукий из Спокана», «Лондон Шоу») и актерские работы («Король Лир», «Вечер с Достоевским»).

Константин Райкин рассказал о переменах в своем театре, об актерско-режиссерской иерархии и о сложном, но родном Петербурге:

Ротация. Гастроли в родном городе Петербурге (который я называю по памяти детства Ленинградом) после большого перерыва для нас особенно желанные. За эти годы наш театр очень изменился. Обновился состав труппы, большинство артистов — молодые, и они останутся молодыми, потому что в театре происходит сознательная текучка кадров: все время подходит новая смена, кого-то я прошу уйти, когда не вижу творческих перспектив для него в нашем театре. На большинство артистов осознание того, что они навсегда расположились в театре, влияет нехорошо. Они начинают наращивать вокруг мелких черт лица какие-то жировые кольца.

Дом. Сейчас «Сатирикон» находится в сложном периоде перестройки театра. На два года мы лишены возможности работать у себя дома, пока наш дом становится более совершенным. В свое время он был переделан из кинотеатра, и с этим было связано множество трудностей, но сейчас, наконец, появилась возможность завершить эту перестройку.

Настрой. С Ленинградом связаны самые яркие театральные впечатления моей юности, и пристрастие к театру я приобрел именно здесь. Но это и чрезвычайно сложный город по части оценок. Не зря здесь в свое время так трудно жил мой отец. Архив театра хранит чудовищные статьи, выходящие по поводу него именно в Ленинграде. Что говорить, вообще история нашей культуры, ее обратная сторона, горькая и трагическая, тесно связана с городом Ленинградом. И при этом это родной город, город великий, театральный.

Спектакли. Мы понимаем, куда приедем, и составляем репертуар исходя не только из художественных соображений, но и чисто производственных: важно найти подходящую площадку, чтобы не снижалось качество постановки, предусмотреть множество других деталей. Вообще, устроить гастроли — это очень трудное дело.
Я надеюсь, что мы еще приедем в Петербург в конце зимы - начале весны и привезем несколько наших премьер. Я думаю, что это будет и «Человек из ресторана», который мы должны выпустить в конце октября, и премьера прошлого сезона «Все оттенки голубого».

Сотворчество. Если попытаться ответить на вопрос «кто сделал меня артистом», то прежде всего я бы назвал Валерия Владимировича Фокина. Вместе с ним у нас вышло порядка 20 спектаклей. Это целая жизнь, и время от времени мы снова в ней соединяемся. Кто выступает при этом инициатором? Бывает по-разному. В свое время Валерий Владимирович был инициатором создания спектакля «Превращение», который стал совместной работой Центра Мейерхольда и театра «Сатирикон». Я предложил ему поставить спектакль по «Запискам из подполья», теперь он называется «Вечер с Достоевским». Важно, что инициатива в каждом из нас находит, как правило, отклик. Наши функции при этом распределяются так: я — актер, а он — режиссер. Он — командир, а я — исполнитель его воли. Его главенство меня нисколько не огорчает, а, напротив, радует, потому что артист вообще любит, когда над ним командуют. Он не может без этого развиваться в профессии. А когда тобой командует человек, которого ты выбрал сам, это замечательно. У себя я и сам начальник, но когда мы встречаемся с Валерием Владимировичем, сразу группируемся: я становлюсь артистом. Я думаю, что я — один из самых послушных артистов.
 

Гастроли продлятся с 5 по 20 ноября
Спектакли пройдут на сценах ДК «Выборгский», Театра Эстрады, Балтийского дома и Александринского театра.
Цена билетов: 1000 - 6000 руб.

share
print