Показ фильма «14+ История первой любви» на прошлой неделе. вопреки ожиданиям многих не вызвала ни ажиотажа, ни скандала. «Мой район» побывал на премьере, выясняя, было ли причиной заступничество Михалкова или качество самой картины.
О «14+» Андрея Зайцева заговорили, когда фильм показывали во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Пиар оказался таков, что «скандальное» кино о любви школьников в московском спальном районе очередные озабоченные нравственностью активисты принялись запрещать заранее, увидев лишь трехминутный трейлер. Не мог не отметиться, разумеется, Виталий Милонов.
«Проблемы с этим депутатом у всех давно. Может быть, отчасти фильм своим успехом будет обязан его вниманию», - понадеялся на премьере пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.
Милонову, впрочем, уже пришлось извиняться перед создателями фильма, когда ему заявили, что эротических сцен в картине нет, а Никита Михалков вдобавок предложил депутату «искать детей в капусте».
«14+» был спонсирован Министерством культуры РФ. Ведомство вообще пытается делать ставку на детское кино и молодежные комедии, в которых, надо сказать, иногда есть и эротика и наркотики, и алкоголь. Впрочем, именно в фильме Зайцева с этим никаких проблем. В том смысле, что сексом в кадре никто не занимается, пьют только взрослые и хулиганы, а курить - так ни один персонаж не курит. При том один из самых «целомудренных» молодежных фильмов от Минкульта стал самым обсуждаемым.
По иронии, в кулуарах перед премьерой говорили о «Любви» Гаспара Ноэ — картине, которая, по единодушному мнению критиков, столь же слаба, сколь откровенна. Владимир Мединский запретил ее прокат, и на единственном показе в Петербурге чуть не возникла давка. «Не начни Мединский толкать речи — никто бы фильм и не заметил», - говорили зрители. Видимо, по такой же схеме сработала раскрутка «14+», но в этом случае Минкульт вполне мог раздуть безопасный контролируемый скандальчик сознательно.
Фильм Зайцева совершенно стерилен. Не потому, что подростки в кадре не пьют и не нюхают, как любили показывать в перестроечном кино. А потому, что здесь нет характеров, только функции и штампы. Главный герой — сорванец, но добрый и смелый. Его девушка — барышня с характером. Его друзья нужны лишь для того, чтобы посодействовать сближению влюбленных. Сюжет следует тем же путем, что и сотни западных фильмов о взрослении. Бедный район, школа, драка со старшими парнями, родители, потеря невинности — это показывали очень много раз, хотя и редко — в России.
«Нет, я не пытался заполнить лакуну в российском кино. Мысли были только снять фильм, который хотелось бы увидеть мне самому», - проговаривается Зайцев.
Действительно, такой фильм скорее хотелось бы увидеть не влюбленному пятнадцатилетнему, а дяденьке лет под сорок. Первая сцена: мама будит сына, тот никак не просыпается. Мама: «Леша, скутер угнали!». Сын подскакивает на кровати на два метра. Здесь должен быть смех, но в зале висит тягостное молчание. Следующая сцена: учительница рассказывает классу про многочлены. Школьники гогочут. Шутка повторяется один раз, два, три, четыре, пять раз! Зал по-прежнему отказывается смеяться. То есть, фильм напоминает растянутый выпуск журнала «Ералаш» - старенькие режиссеры и сценаристы, забывшие, каково быть детьми на самом деле, заставляют детей шутить не смешные шутки, да еще говорить «с выражением». Не хватает только характерной музыки. Вместо нее в фильм не к месту вставили Radiohead, о чем очень много хвастались перед показом.
Единственное, что спасает детский фильм «14+» (помимо сцен с гопниками) — взрослые. Хорошо играют практически все представители «враждебного» взрослого мира, прежде всего, конечно, мать главного героя. Актриса Ольга Озоллаппиня, кстати, в реальности только лет на 15 старше своего «сына», но образу это не помешало. Жители спальных районов, продавщица с синяком под глазом, женщины, поющие попсу на кухне, под водку, мать, вяжущая сыну свитер «как у Данилы Багрова» - невероятным образом режиссер смог их показать без насмешки и презрения. Таких случаев в нашем кино чуть ли не единицы.
Ну а после, конечно, зрители благодарили съемочную группу, говорили, что вспомнили юность, и что такого кино не хватало после «чернухи» от Гай Германики. Видимо этим же доволен и Минкульт. «Школа» Германики кстати в свое время шла по ТВ с Высочайшего соизволения, и до сих пор консерваторы, сколько ни кусали локти, не могли предложить ничего взамен для подростков. Теперь вот появился «14+» - вроде и про школьников, и про секс, и про «народ», да не прикопаешься. Никакой пропаганды, всякий Милонов может спать спокойно. Единственное, что настоящие подростки могут и не схавать. Ведь Германика была каким-никаким явлением, а Зайцев — одно только общее место, интереснее порно посмотреть.