Истории

В обход правил: детские магазины стремятся получить право на продажу по социальным картам

У петербургских мам — паника: из магазинов пропали детское питание и подгузники. Конечно, не везде, а только в сетевых магазинах ГК «Дети» («Дети» и «Здоровый малыш»). На этом фоне появление нового магазина — «Детки», где все нужные товары — на полках, выглядит манной небесной. Да вот беда: в манне чувствуется привкус коррупции.

Материнская плата

Магазины «Здоровый малыш» и «Дети» — это флагманы среди тех 22 предприятий, с которыми правительство Петербурга заключило договор об участии в программе поддержки семей, имеющих детей. Каждый петербургский ребенок, вернее, его родители, получает при рождении социальную карту с 26 тысячами руб­лей, которые можно отоваривать в детских магазинах. Изначально карты можно было использовать только в сети «Здоровый малыш» (которая сейчас имеет почти 70 магазинов), потом присоединились другие. Возможно, в других магазинах выбор подгузников больше, но родителям это безразлично, раз социальные карты в них не принимают и приходится платить живыми деньгами. К счастью, за последние десять лет детские магазины, работающие с картами, появились в каждом микрорайоне.

Кстати, 26 тысячами субсидия не исчерпывается: малообеспеченные семьи получают дотации — порядка 2 000 рублей в месяц, на ту же карту. В общем, карта является неплохим подспорьем: как в свое время писал «МР», некоторые супружеские пары, где один из родителей прописан в области, специально разводятся, чтобы заполучить соцкарту, ибо на областных жителей эта льгота не распространяется. Для магазинов участие в программе — чрезвычайно выгодно, ведь это неиссякаемый поток покупателей. Немудрено, что в магазинах существуют два ценника: для оплаты наличными и для оплаты детской картой, и вторая цена процентов на 10 ниже первой.

Формально для потребителей тоже есть правила: можно приобретать не все товары, а только те, что рекомендованы списком Минздрава. Список, правда, найти непросто: на сайте администрации по ссылке «Перечень товаров» открывается почему-то список магазинов. Перечень товаров нашелся как раз на сайте « Здорового малыша»: детское питание, игрушки и одежду здесь купить можно, а вот стиральные порошки или, скажем, блендер — извините. Но на деле тогруют как попало. Недавно в «Детях» перестали продавать по картам дорогие игрушки, а в «Здоровом малыше» вдруг ограничили выбор размеров — будто не может ребенок в семь лет иметь рост 128 см. И с жалобами покупателей опять отправляли в комитет по соцполитике. А что другие сети? И «Лента», и новые «Детки» продают по картам все подряд.

188731

Фото: Петр Ковалев, "Интерпресс"
Обслуживаниесоциальных детских карт крайне выгодно магазинам. Но каким образом некоторым удается получить это право в обход правил?

Большие бедки

Впервые о монополии на рынке бесплатной реализации детских товаров заговорили лет десять назад: детские магазины, озабоченные тем, что бюджетный «пирог» целиком отдан «Здоровому малышу», обратились в антимонопольную службу. Они жаловались, что для попадания в Программу требуется соответствовать явно надуманным параметрам (всего их было 11), а именно: иметь не менее 5 специализированных магазинов, спецмашины для перевозки детского питания, пятилетний стаж работы на рынке и персонал особой квалификации. Тяжба закончилось победой антимонопольщиков: как уже сказано, ныне пирог делят 22 предприятия, имеющие на всех 231 магазин.  Но это не значит, что ворота открыты для всех: в декабре 2014-го на квалификационный отбор было подано 10 заявок от шести предприятий, а победили только три — сети «Вотоня» и «Юлмарт региональная сбытовая компания», а также интернет-магазин «Кидерия». Т.е. вышеуказанные требования никто не отменял?! И опыт работы, и несколько магазинов по городу. Как смог обойти все эти требования один-единственный «новорожденный» магазин «Детки» — большой вопрос. Или требования неожиданно отменили? Да и результатов конкурсного отбора нигде не видно.

Добавим, что впоследствии «Здоровый малыш» и «Дети» объединились в одну группу компаний, которая сейчас переживает не лучшие времена. Часть магазинов закрылись или готовятся к закрытию. Из тех магазинов, что остались, исчез самый ходовой товар — детское питание и подгузники. Продавцы говорят, что оптовики прекратили поставки из-за задолженности. Если указанные товары и появляются на полках — то это не известные бренды, а какие-то неведомые новинки.

Новые «Детки»

На этом фоне успех магазина «Детки» выглядит сногсшибательно.

Магазин «Детки» открылся в торговом центре «Бонус» на проспекте Косыгина, 31. До конца года, очень вероятно, откроется еще пять торговых точек с этим названием. Логотип нового предприятия до боли напоминает логотип сети «Дети» (интересно, зарегистрирован ли их товарный знак? — прокомментировать в ЗАО «Детки» нам это отказались), имя сайта отличается только расширением — .соm вместо .ru.

 По информации базы СПАРК и по сведениям «Делового Петербурга», учредители предприятия имеют самое прямое отношение к ГК «Дети», то есть к увядающим магазинам «Дети» и «Здороый малыш». Будучи опытными игроками, они понимают, что без участия в бюджетных правительственных программах им будет трудно составить конкуренцию прочим детским магазинам. А для попадания в орбиту программы требуется соответствовать 11 условиям. Каково же было удивление потребителя, когда выяснилось, что «Детки» уже допущены до программы социальных карт, несмотря на то, что существуют на рынке всего несколько месяцев и имеют только один магазин. Во всяком случае, объявление: «Принимаем социальные карты Детская и Дошкольная» украшает сайт, а в магазине на самый ходовой товар есть два вида ценников: для оплаты деньгами и для оплаты социальными картами.

«Мой район» поинтересовался в комитете по социальной защите, как же так получилось, что «Детки» так быстро и легко смогли получить право продавать свои товары по социальным картам, и получил ответ: по сигналу газеты в магазине проведена проверка, и оплата социальными картами пресечена. Но еще неделю назад, как сообщили в самом же магазине, она велась. Вряд ли этим успело воспользоваться большое количество покупателей, так как народу в заведении пока немного. Также очевидно, что без участия банка (детские карты обслуживает Банк «Санкт-Петербург») совершать подобные транзакции было бы невозможно. Известно, кстати, что именно банк «Санкт-Петербург» выкупил 33-процентную долю у ГК «Дети» и, вероятно, поможет группе компаний рассчитаться с долгами и остаться на плаву. Но магазин «Детки» — не конкурент ГК «Дети», а скорее член семьи, и зачем создавать ему препоны?

Как сообщили нам в комитете по социальной политике, заявку на участие в квалификационном отборе ООО «Детки» подал 1 июля, еще до того, как сей отбор был официально проанонсирован. Поэтому заявку не приняли и рекомендовали обратиться с ней в сентябре. Но на дворе август, а по картам они уже торгуют. Так был ли квалификационный отбор?

В целом магазин оставил благоприятное впечатление. Во-первых, в честь открытия покупателям дарят маленькие подарки. Во-вторых, выбор товаров неплохой. Хотя бывает и больше (в тех же «Детях» в пору их расцвета). Правда, нужного мне товара не нашлось, а искала я мяч полуметрового диамет­ра (т.н.  мяч для фитбола). Ребенку, говорят, полезно, когда его кладут животом на такой мяч и качают. Мяч обнаружился в магазине «Кладовая здоровья», который тоже подавал заявку на участие в программе, но проиграл. Придется мне покупать мяч за свои деньги. Или не покупать…

Судя по печальным отзывам на родительских форумах, за магазин «Детки» готовы вступиться сами покупатели. Им дела нет до антимонопольных правил и равенства бизнесменов перед законом. Им хочется социальных магазинов в пешей или хотя бы транспортной доступности. И чтобы в магазинах был приличный выбор.

 

Отзывы с родительских форумов:

«В магазине “Дети” на Красногвардейской площади объявление: распродажи с 50-процентной скидкой. Зашла. Ни памперсов, ни мясного питания, только фруктовое. На остальные товары цены — в 2 раза выше обычных, но с обещанной скидкой как раз и получаются среднегородские. Обидно будет терять этот магазин, потому что у него и парковка, и пандус для колясок, и тележки с детским креслом были. У других с этим сложнее».

«Пустота везде. В “ЗМ” в июне последний раз была — так там даже пюре фруктовых в дой-паках не было никаких. В “Детях” тоже мрак. Канцелярии нигде нет, книжек тоже. Элементарных мыльных пузырей тоже не было. Часть стендов убрали. “Дети” на Луначарского вообще закрыли. Мне-то ладно уже, я и подальше доберусь. А мамам грудничков неудобно будет совсем. Так хоть эти магазины в шаговой доступности у всех — забежал с коляской и купил что надо, в т.ч. и по детской карте. Странно, что кризис. Детские товары — это же вроде не та категория, на которой люди экономят».

«Мне сказали, что из-за кризиса проблемы с детским питанием — нет поставок из-за санкций. Мне кажется, бедные продавцы уже сами не знают, что сказать. В других-то магазинах все нормально с этим питаньем».

 

Комментарий

Екатерина Джумская,
генеральный директор сети магазинов «Муси Пуси»:

 

«Обслуживание социальных детских карт не просто выгодно — оно, по сути, и делает всю торговлю. Нашему магазину пришлось пять лет балансировать на рынке, чтобы добиться включения в эту программу. Добились — и дела сразу пошли в гору.

Впрочем, это было до меня, а я просто купила готовый бизнес. Конечно, я бы здорово удивилась, если б узнала, что кто-то получил эту привилегию в обход всех правил и условий».

share
print