Истории

Георгий Штиль: Пошлость нельзя показывать никогда!

Народный артист России Георгий Штиль о том, что он думает о современном театре и как не растеряться в разнообразии театральных постановок Петербурга.

Георгий Антонович, какой, на Ваш взгляд, сегодня театральный Петербург?

Очень разнообразный и разносторонний, где каждый зритель при желании может найти постановку по вкусу и по душе. В Петербурге еще сохранилась старая театральная школа, когда актер отдает на сцене всего себя, когда зритель подхватывает эмоции актера, и смеется, и плачет. Но вместе с тем многие петербургские театры вслед за московскими стремятся подражать Европе. Я наблюдаю за этим с большим сожалением. Российский театр всегда был первый, это с нас всегда брали пример.

В городе сейчас не хватает классических постановок. Мы почему-то от классики все время отходим, нам нужно что-то переделать, осовременить. А зритель, возможно, хочет знать и видеть быт во времена классиков, чувствовать атмосферу эпох. А мы лишаем его такой возможности. Меня это очень расстраивает.

В городе сейчас не хватает классических постановок. Мы почему-то от классики все время отходим, нам нужно что-то переделать, осовременить. А зритель, возможно, хочет знать и видеть быт во времена классиков, чувствовать атмосферу эпох

Сейчас в Петербурге появилось много компаний, которые реализуют театральные билеты. Это помогает театрам привлекать зрителей?

Я актер. Мое дело играть на сцене. Наверное, лучше задать этот вопрос театральным директорам или продюсерам. Но я могу предположить. Театру я служу 54 года. Я хорошо помню время, когда за билетами на премьеру люди занимали в кассах театров очередь глубокой ночью. Я, в хорошем смысле, рад, что сейчас такого нет. Не потому что зрители не идут в театр, зрители стали более занятыми.

фото: kino-teatr.ru

кадр из фильма "Сеанс одновременной игры" (1982)

Возможно компаний, которые реализуют театральные билеты действительно много в нашем городе. Я не знаю. Но зрителю не нужно навязывать поход в театр. Необходимо пробудить у него интерес к театральному искусству. Я знаю, Дирекция театрально-зрелищных касс так работает. Я давно с ними знаком, часто захожу в кассы из любопытства. Там продают билеты практически на все постановки, которые проходят в городе, и даже на самые скромные. Меня это очень радует. Это значит, что зритель может выбрать то, что ему больше подходит. Кассиры Дирекции в буквальном смысле консультируют и помогают зрителю понять, сориентировать, что он хочет посмотреть, если зритель этого не знает.

Сейчас пытаются всех развлечь, сделать такое, чего не было никогда. А разве в этом театр? Театр – это не только голова, это еще и сердце. Наверное, я порекомендую зрителям прислушиваться к своему настроению и к своим пожеланиям при выборе спектакля.

Что Вы могли бы порекомендовать зрителям при выборе спектакля в театральных кассах при таком разнообразии?

У каждого зрителя свой вкус. Я, например, хочу в театре переживать вместе с актерами, хочу видеть костюмы, декорации. Я хочу видеть в театре игру актеров, которые отдают зрителю часть своей жизни на сцене. Я предпочитаю классические постановки. Но это лишь мои предпочтения. Очень трудно что-то порекомендовать. Сейчас пытаются всех развлечь, сделать такое, чего не было никогда. А разве в этом театр? Театр – это не только голова, это еще и сердце. Наверное, я порекомендую зрителям прислушиваться к своему настроению и к своим пожеланиям при выборе спектакля.

кадр из фильма

Кадр из фильма "Вольный ветер" (1983)

Наблюдаете ли Вы изменения в зрительской аудитории театров Петербурга?

Да. Мне приятно, что молодежь стала ходить в театр. Раньше в театре была более взрослая публика. Мы должны не упустить этот момент, когда современная молодежь заинтересовалась театром, оторвалась от компьютеров и телевизоров хотя бы на вечер. Молодежь ведь надо учить чему-то хорошему, доброму. И как не в театре нужно это делать? Им показывают по телевидению различные шоу, им показывают как певцы, актеры, спортсмены, бизнесмены развлекаются, покупают себе замки, едят, пьют – это же пошлость, а пошлость нельзя показывать никогда! Они сами себя веселят, а пользы никакой. Голодных людей много в России. Зачем гусей дразнить? Сказать, что у нас все прекрасно? Ничего подобного.

Приятно, что молодежь стала ходить в театр. Раньше в театре была более взрослая публика. Мы должны не упустить этот момент, когда современная молодежь заинтересовалась театром, оторвалась от компьютеров и телевизоров хотя бы на вечер. Молодежь ведь надо учить чему-то хорошему, доброму. И как не в театре нужно это делать? Им показывают по телевидению различные шоу, им показывают как певцы, актеры, спортсмены, бизнесмены развлекаются, покупают себе замки, едят, пьют – это же пошлость, а пошлость нельзя показывать никогда

Биографическая справка

Георгий Антоновчи Штиль родился 4 марта 1932 года в Ленинграде.

Заслуженный артист РСФСР (13.05.1987).
Народный артист РФ (19.07.2001).

Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (1961). С 1961 года – актёр Ленинградского АБДТ имени Горького (с 1992 года – имени Г.А. Товстоногова).

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009).
«За большой вклад в развитие и сохранение русской словесности» награждён медалью Пушкина (2004). Лауреат Премии "За творческое долголетие и верность театру" (2013).
 

share
print