Вице-президент Ассоциации индустрии развлечений России Федор Гавриченко рассказал «МР», в чем особенности детских парков развлечений в России и почему у нас пока невозможно построить Диснейленд.
Федор Гавриченко знает все о развлечениях для детей. Он объездил большую часть развлекательных объектов земного шара, провел десятки семинаров, как вице-президент Ассоциации индустрии развлечений России (НП «САПИР»). В Петербурге Федор — управляющий и совладелец скалолазно-веревочного центра «Круча» и мастерской стиля и праздников «Мастерская принцесс» в ТРК «Гранд-Каньон», а также территории новых игр «Boomers» в ТРК «Сити Молл».
«МР»: Федор, почему в Петербурге нет Диснейлэнда?
Ф.Г.: Пока это невозможно. Дело в том, что существование Диснейлэнда базируется на трех китах — на погоде, поскольку это открытые парки, на количестве туристов (посещаемость Диснейлэндов превышает100 миллионов гостей в год), и третье — на продаже брендированной продукции.
Мы не можем похвастаться погодой, у нас очень короткий сезон. Десятки миллионов посещений мы тоже обеспечить не сможем, к тому же, вряд ли человек, приехавший в Петербург, сразу же отправится в парк развлечений. Что касается сувенирной продукции, надо признать, что в России права правообладателей не всегда должным образом соблюдаются.
Доход от продажи входных билетов, или билетов на аттракционы для парка развлечений такого масштаба, как правило, не превышает 40%. В США, например, «хорошая» американская горка стоит от 20 до 40 миллионов долларов. Американская горка в Европе стоит, в среднем, 4-8 миллионов евро. В наших условиях даже один такой аттракцион практически невозможно окупить, только лишь продавая билеты на него. На западе большинство парков — это курорты, куда люди приезжают по «пакетному» предложению, живут в отеле при парке от 2 до 4 дней, тратят деньги на еду.
Мы не можем похвастаться погодой, у нас очень короткий сезон. Десятки миллионов посещений мы тоже обеспечить не сможем, к тому же, вряд ли человек, приехавший в Петербург, сразу же отправится в парк развлечений. Что касается сувенирной продукции, надо признать, что в России права правообладателей не всегда должным образом соблюдаются.
Увы, обеспечить все эти условия в Москве, Петербурге и других российских мегаполисах мы пока не можем. Поэтому нам нужно спокойно принять тот факт, что в ближайшие годы у нас в столицах парка такого уровня не будет.Впрочем, нельзя не отметить появление первого подобного объекта в стране — это, разумеется «Сочи-парк» с гостиничным комплексом «Богатырь».
В целом о российских развлекательных объектах вы отзываетесь высоко, более того, говорите, что Петербург — столица российских развлечений. Почему?
Да, в Петербурге — максимальная концентрация центров развлечений, предложение сегодня сильно превышает западное по количеству сервиса и объема услуг.
Причин этому несколько. Скажем, еще 8-10 лет назад менеджеры индустрии развлечений много копировали с западных объектов. Но, как ни странно, то, что работает на Западе, не всегда работает у нас. Например, требования безопасности — традиционные правила и запреты, которые действуют на Западе, на мой взгляд, недостаточны для России. Россияне, к сожалению, зачастую бывают менее дисциплинированными. В «Круче», например, чтобы обеспечить безопасность, мы были вынуждены внести до 40 дополнений в каждый аттракцион!
Также могу сказать, что наши развлекательные центры, используя лучшее европейское оборудование, делают более интересное наполнение. Это касается концепции и таких программ, как школьные уроки, сценарии праздников, дней рождения, соревнований. К примеру, мы ввели в обиход понятия «фантазийное скалолазание», когда ребенок забирается наверх по облакам к замку, по фигуркам из тетриса или ракете, или по скелету динозавра. Кроме того, концепция безопасности, которая вобрала в себя все самое лучшее в Европе, США и России — это уже наши ноу-хау, как и многое другое.
Также российская специфика в том, что все эти объекты находятся при торгово-развлекательных центрах. Петербург — столица торговых комплексов, горожане и, особенно, молодежь, буквально «живут» в них. При расчетной необходимости в 50-55 торговых центров на наш город, их существует более 200! Зачастую, именно разнообразная развлекательная составляющая — это единственное работающее конкурентное преимущество на фоне других ТРК. И мы, как организаторы развлекательных и образовательных центров, пока вынуждены арендовать территорию ТРК, а не строить отдельно стоящий объект или парк под открытым небом.
Петербург — столица торговых комплексов, горожане и, особенно, молодежь, буквально «живут» в них. При расчетной необходимости в 50-55 торговых центров на наш город, их существует более 200! Зачастую, именно разнообразная развлекательная составляющая — это единственное работающее конкурентное преимущество на фоне других ТРК.
Фото: Сергей Ермохин
Поэтому у нас мало парков, подобных парку Мумми-троллей в Финляндии или Юнибакен в Швеции, или активити-парков?
В Европе очень сильно фондирование. Если вы заботитесь об экологии, трудоустраиваете студентов, если вы находитесь в маленьком городе и создаете рабочие места для его жителей — идет колоссальная поддержка от властей ЕС и региона. Большинство объектов, о которых вы говорите, и которые сейчас строятся или развиваются в Европе, используют средства фондов. И ставки на аренду могут там составлять, скажем, для веревочных парков, несколько евро в год! Более того, если объект строится отдельно, местные власти могут помочь с инженерной инфраструктурой — водоснабжением, электричеством. И порядок согласования гораздо проще.
В России это пока не развито.
Вы пытались построить парк Винни-Пуха в Удельном парке…
Да, это так, это был наш первый проект в мире развлечений, 10 лет назад. Мы с сыном поехали в парк Муми-троллей в Финляндии, и я был удивлен, что государство там предоставило под парк целый остров, который превращен в сказку. И мы вознамерились подарить петербуржцам такое же счастье.
Мы приобрели права на бренд «Винни-Пух», получили необходимые согласования во всех профильных комитетах, в том числе, КГА и КГИОП. Нам нужен был именно Сказочный лес — не требовалось вырубать ни единого дерева, ведь под деревьями жили бы сам Винни-Пух и его друзья — Пятачок, Кролик, Сова и другие герои сказки. Однако, проект не состоялся, так как это никому не нужно. На сегодняшний день все потрясающие развлекательные проекты существуют, пожалуй, только потому, что государство им просто не мешает! Но ни о какой помощи мы, разумеется, не говорим — ее нет.
Проектом мы занимались два года. Но все это время я продолжал учиться, вступил в Российскую ассоциацию индустрии развлечений, через некоторое время стал ее вице-президентом, затем мы придумали и создали самые передовые детские спортивные, развлекательные и образовательные объекты.
На какие потребности современных детей и родителей работают или должны работать новые центры и парки развлечений?
Мне 42 года, я вырос в Советском Союзе. В нашем детстве мы часами гуляли по дворам, прыгали по гаражам, у нас был опыт самостоятельного познавания природы и мира, даже если мы набивали шишки. Сегодняшние дети этого, в основном, лишены. Есть американское исследование, которое говорит о том, что количество ограничений, которые мы налагаем на современных детей, прямо пропорционально количеству депрессий у молодежи. Не прожив необходимый опыт, во взрослом возрасте они болезненно реагируют даже на мелкие, «детские» неприятности.
Еще один негативный фактор — Интернет и гаджеты. Современные подростки в среднем проводят около 8 часов в день в социальных сетях, и не более 10 минут — в сознательной беседе с родителями. Современная молодежь не умеет общаться, часто не умеет дружить, мальчики не умеют ухаживать за девочками. Нам, родителям, уже нужна помощь в борьбе с гаджетами!
Современные подростки в среднем проводят около 8 часов в день в социальных сетях, и не более 10 минут — в сознательной беседе с родителями. Современная молодежь не умеет общаться, часто не умеет дружить, мальчики не умеют ухаживать за девочками. Нам, родителям, уже нужна помощь в борьбе с гаджетами!
Как это ни громко звучит, задачей современных центров развлечений и должна быть помощь в решении всех этих проблем. Например, скалолазание — это самый древний вид спорта. Еще когда человек не умел разговаривать, он уже лазал по деревьям. Он дает необходимое подростку чувство победы и преодоления себя. Дети получают невероятное удовольствие от спортивной усталости, и, в особенности, от того, что они лучше и смелее, чем они о себе сами думали.
Также центры развлечений сегодня — это пространства, которые возвращают ценность общения между детьми и родителями, между друзьями. На каждом из наших объектов родитель может спортивно отдохнуть вместе с ребенком, а мобильные телефоны запрещены. Мы отходим от так называемых «темных эндорфинов», от нездорового азарта, когда желание играть основано на желании набрать в призотеке какую-то сумму и выиграть что-то — наши развлечения имеют спортивный и образовательный интерес.
Например, в центре Boomers есть бильярд футбольными мячами — любимая история для папы и сына. У нас есть потрясающий, самый современный в стране лазертаг — лазерный тир с 20-ю вариантами сценариев. Мы привезли мировую новинку прошлого года — самую большую в мире студию танцевального караоке, для участия одновременно до 15 игроков.
Как будет дальше развиваться индустрия развлечений в Петербурге, откроется ли еще что-то «новенькое»?
Насколько мне известно, через три года в Россию придет один из мировых развлекательных гигантов — компания Dream Works. Она решила построить 10 лучших объектов на земном шаре среди закрытых комплексов. Три из них они обещали построить в России — в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Этой киностудии принадлежат бренды Шрек, Кунг-фу Панда и многие другие известные герои.
Это будет первая волна изменений, которые созрели за последние годы. Когда российские коммерсанты увидят, что отдельные развлекательные центры открываются, они сделают попытку открыть и свои подобные. Но, думаю, что их популярность не будет велика, через год-два они закроются, или вернутся в ТРК.
А идея с парком Винни-Пуха умерла?
Конечно, нет! Обсуждаем место в Ленинградской области. Это будет федеральный проект, такой же, как «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Мы построим самый большой парк в мире, посвященный Винни-Пуху.