Журналист и мама троих детей Мария Лащева о благих намерениях непрошеных советчиков
Приятельница, мама милого рыжего малыша, жалуется, что не может спокойно погулять с сыном. Откуда-то немедленно появляются настырные бабульки и делают страшное — дают непрошеные советы. «Носочки ему надень!», «Панамочкой прикрой», «Не стойте на солнышке!», «Не сидите в тени!». Каждая норовит потрогать кроху за ручку или носик — не замерз ли. Я успокаивала молодую маму: «Они с добрыми намерениями!», пока со мной не случилось такая же неприятность.
Годовалый сын раскричался в магазине. Я, судорожно запихивая продукты в пакеты, пыталась воркать с ним нежным голосом: «Кто тут у нас плачет?». На очередном витке мощного младенческого соло ко мне подошла милая старушка: «Ваша девочка, наверное, больная?» — спросила она. «Нннет», — растерялась я. «Да точно больная, обязательно сходите к врачу», — доброжелательно произнесла старая карга и выразительно постучала себе по лбу, чтобы у меня не осталось сомнений, каким именно образом больна «девочка».
Непрошеные советы раздражают и обижают. Кажется, что советчик пренебрегает твоим личным опытом, критикует, порицает, отказывает в умении самостоятельно воспитывать ребенка. Что заставляет этих беспокойных товарищей подходить к совершенно незнакомым людям и навязчиво «причинять добро»? Психологи говорят, что советы дают не только те, кто хочет почувствовать свое превосходство и собственную значимость. Иногда «добрые намерения» вызваны патологическим чувством вины и стыда. Это когда человек искренне уверен, что без его помощи окружающие попадут в беду, и виноват будет только он, сдержав свой гуманистический порыв. Но, если от советов посторонних граждан остается только неприятный осадок, активных рекомендации близких и родных не так-то просто не замечать.
Передо мной с коляской шли двое: молодая мама и не очень молодая, но чрезвычайно энергичная бабушка ребенка. «Я же тебе говорила, вторым одеяльцем укрывать надо!» — выговаривала старшая дама младшей. «Тепло было», — вяло оправдывалась мама. «Тебе всегда тепло, окна нараспашку, вот и продуло ребенка», — громким яростным шепотом продолжала обвинительница. «Врач же сказал: ничего страшного!» — не сдавалась вторая. «Мало ли что врач сказал! Тебе надо не врачей, а людей слушать, мы плохого не посоветуем!».
Комментарии родителей
Наталья Соловьева
Как правило, советы от посторонних игнорирую с улыбкой — делаю вид, что ничего не произошло. Улыбаюсь, киваю и прохожу мимо. Если активно вмешиваются, или, не дай Бог, пытаются с ребенком в непосредственный контакт вступить, довольно требовательным голосом, но максимально вежливо говорю: «Не надо!». Когда спокойной оставаться не удается, получается конфликт. Как-то мой ребенок надрывно плакал по вполне реальной для него и понятной для меня причине. Тут на площадку «въезжает» со своей внучкой бабуся и громко комментирует: «Вот крикун!». На что я ей ответила: «Давайте без комментариев обойдемся. Комментируйте своего ребенка, пожалуйста, а моего не трогайте». Бабуся сильно оскорбилась и долго еще вслух возмущалась: мол, если я хочу этого избежать, то и на площадку нечего приходить.
Иван Дмитриев
Да, советы давать любят многие, но реальной пользы от них бывает очень мало, ведь сколько людей — столько мнений. Обычно ты и так прекрасно знаешь сам то, что тебе советуют. «Надо обработать ранку йодом» — когда малыш упал на площадке. Я и сам знаю. «Наденьте ребенку капюшон, дождь идет» — и это я тоже сам знаю. Часто даже удивительно, как люди так спокойно и просто начинают навязывать свое мнение. Я стараюсь не обращать внимания на замечания, но настроение все равно испортят.