Обманутые дольщики ГК «Город» выслушали очередное обещание властей. «МР» разбирался, почему дольщики остались и без денег, и без квартир.
Для этих людей палатка еще долго останется символом борьбы, а не безмятежного отдыха. 20 июня на Ленинском проспекте вновь раскинулся палаточный лагерь дольщиков ГК «Город». По их оценкам, более пяти тысяч человек оказались заложниками горе-строителей, которые год назад остановили строительство трех жилых комплексов – «Ленинский парк» и «Прибалтийский» в Красносельском районе и «Морская звезда» в Приморском. Ключи от квартир в «Ленинском парке» люди должны были получить в октябре 2013 года (задержка – один год восемь месяцев), в «Прибалтийском» – в начале 2015 года, сроки по «Морской звезде» еще не вышли, но тут стройка остановилась на начальной стадии.
И вот новое решение: завершение «замороженных» строек переходит в доверительное управление к строительной компании «КВС», которая выступает и соинвестором продолжения работ. Это озвучил перед дольщиками прибывший в палаточный лагерь Николай Никонов, начальник «Управления строительными проектами» Комитета по строительству Санкт-Петербурга.
Более пяти тысяч человек оказались заложниками горе-строителей, которые год назад остановили строительство трех жилых комплексов – «Ленинский парк» и «Прибалтийский» в Красносельском районе и «Морская звезда» в Приморском. Ключи от квартир в «Ленинском парке» люди должны были получить в октябре 2013 года (задержка – один год восемь месяцев), в «Прибалтийском» – в начале 2015 года, сроки по «Морской звезде» еще не вышли, но тут стройка остановилась на начальной стадии.
«Речь идет о договоре доверительного управления на все три объекта. Планируем ввод в эксплуатацию первых корпусов весной 2016 года. По остальным объектам – крайний срок 2017 год». Также, как отметила Наталья Немченко, пресс-секретарь комитета, в правительстве города обсуждается вариант размещения здесь заказов на жилье для бюджетников, что позволит также контролировать ход строительства.
Инсультная доля
Новость дольщики восприняли с осторожной надеждой. Но палаточный лагерь не закрыли. Обещания достроить их дома они слышат от властей и строителей больше года, однако на стройке тихо.
«Мы живем с мужем и ребенком на кухне, три поколения семьи, шесть человек, в маленькой двухкомнатной квартире, платим ипотеку», — поделилась дольщица Наталья Бегунова.
«Продали квартиру в Ставропольском крае, тут взяли ипотеку и снимаем жилье с дочкой. У меня из-за стресса инсульт случился», — говорит пенсионерка Лидия Цепко.
Дольщица Елена Воробьева: «Я купила квартиру, чтобы перевезти из Мурманска сюда маму, инвалида, она практически лежачая. В итоге мама все ждет, стареет, от переживаний у нее случился третий инсульт».
«Мы из Ленобласти, здесь снимаем жилье и платим ипотеку — на все 50 тысяч рублей в месяц. Молодая семья, работаем на заводе, ребенку четыре года. До этого три года копили на первый взнос. Не можем ни поехать отдохнуть, ничего, кроме еды, не покупаем», — констатирует дольщик Алексей Галкин.
Несколько инсультов, в том числе у молодых людей, распавшиеся семьи, обострение заболеваний — вот что получили дольщики, помимо отсутствия жилья, за свои же деньги.
Карманный банк
Группа компаний «Город» — это шесть юридических лиц: OОО «Планета», ООО «Спутник», ООО «Высота» (строят «Ленинский парк»), ООО «Азимут» и ООО «Орбита» (строят «Прибалтийский») и ООО «Спектр» («Морская звезда»). В таком составе ГК появилась на рынке в 2010 году.
Правильная реклама, приятные цены, район рядом с Финским заливом — все это привлекало покупателей, особенно молодые семьи. Деньги дольщиков аккумулировались в банке «Фининвест». По данным СПАРК, в 2010 году 60% этого банка контролировал Роман Ванчугов, депутат Госдумы и глава регионального отделения партии «Справедливая Россия», а 40% — другой брат Максим Ванчугов. Последний сейчас фактически руководит ГК «Город» (до этого в бизнесе участвовал и третий брат — Руслан Ванчугов). Дольщики брали ипотеку, платили рассрочку — все в этом же банке, которым, по сути, владели сами застройщики.
Неладное люди почувствовали в начале прошлого года. Во-первых, начались изменения проектной декларации без согласия дольщиков. По их словам, менялось количество квартир в большую сторону (из трехкомнатных делали однокомнатные), менялся паркинг. Это привело к удорожанию и затягиванию процесса. Затем на стройках резко уменьшилось число рабочих, а потом работы и вовсе замерли. В июле 2014 года у банка «Фининвест» вдруг отзывают лицензию – «рискованная финансовая политика». Активов на счетах нет – все деньги, поступающие от дольщиков, как оказалось, сразу изымались, вот только куда – неизвестно, ведь стройки стояли.
Неладное люди почувствовали в начале прошлого года. Во-первых, начались изменения проектной декларации без согласия дольщиков. По их словам, менялось количество квартир в большую сторону (из трехкомнатных делали однокомнатные), менялся паркинг. Это привело к удорожанию и затягиванию процесса. Затем на стройках резко уменьшилось число рабочих, а потом работы и вовсе замерли. В июле 2014 года у банка «Фининвест» вдруг отзывают лицензию
У многих дольщиков в банке находились аккредитивы. «Банковский аккредитив – это механизм гражданского оборота, когда застройщик использует посредника в отношениях с дольщиком, – объясняет Павел Папуниди, директор юридической фирмы «Петербургский дольщик». – На банковский счет поступают деньги дольщика, и эти деньги банк должен списать в пользу застройщика, но держит у себя до получения информации о регистрации договора. Но аккредитив не подпадает под страховку, это не вклад! И получилось, что у некоторых дольщиков – ни денег, ни квартиры».
Где деньги?
С лета часть дольщиков начала требовать расторжения договора о долевом участии (ДДУ). По началу в ГК «Город» подписывали согласие без суда и возвращали людям их средства. Потом расторгали – но деньги было уже не получить. Потом и соглашения не подписывали – приходилось идти в суд. И даже по суду получить деньги обратно дольщикам стоило и стоит немалых трудов. Из-за стресса на фоне «выбивания» денег у бывшей дольщицы Елизаветы Максимовой, находящейся на восьмом месяце беременности, начался приступ, ей срочно сделали операцию «кесарево сечение». Ее здоровье и здоровье ребенка серьезно подорвано.
Даже по суду получить деньги обратно дольщикам стоило и стоит немалых трудов. Из-за стресса на фоне «выбивания» денег у бывшей дольщицы Елизаветы Максимовой, находящейся на восьмом месяце беременности, начался приступ, ей срочно сделали операцию «кесарево сечение». Ее здоровье и здоровье ребенка серьезно подорвано.
Куда делись деньги дольщиков – на этот вопрос уже ответит полиция. В мае этого года Следственное управление ГУВД по Петербургу и Ленобласти возбудило уголовное дело о мошенничестве, по факту хищения средств дольщиков ГК «Город». В качестве подозреваемых – группа неустановленных лиц.
Одна из версий, часто упоминаемых в СМИ, – деньги были вложены в разработку калийного месторождения в Иркутской области. Весной «дочка» ГК «Город» «Русская калийная компания» заявилась в тендере по Иркутской области. Однако впоследствии конкурс был отменен – разработку сочли нецелесообразной.
В самой ГК «Город» сообщают, что строительство будет завершено (сроки выставлены на сайте компании, крайний срок по ЖК «Морская звезда» – 2017 год). И это несмотря на то, что на сегодняшний день продажа квартир, на фоне пикетов и митингов дольщиков, практически прекратилась.
Банкротить или ждать
Сегодня дольщики выбирают разные стратегии. Одни продолжают надеяться и верить обещаниям застройщика и властей. Другие пытаются «банкротить» юрлица ГК — не получив деньги через суд, подают заявление в Арбитражный суд на признание юрлица банкротом.
«Банкротство компании не выгодно, поэтому, я думаю, такой ход действий вполне перспективным — в конечном счете деньги будут возвращены», — считает юрист Павел Папуниди.
А пока — дети растут, родители стареют, дольщики ждут.
Комментарий
Павел Папуниди, директор юридической фирмы «Петербургский дольщик»:
Долевое строительство — это всегда риск в нашей стране, безрисковых проектов не бывает, даже если ты заключаешь договор в компании с очень хорошей репутацией, известной на рынке. Какого-то среднего срока задержки долевого строительства в городе нет — все очень по-разному. На моей практике были задержки и на 11 лет, а есть случай, когда компания сдала дом на девять месяцев раньше.
Единственное, что могло насторожить — застройщик неожиданно появился на рынке и взялся строить сразу несколько огромных жилых комплексов.
Что делать с ипотекой, если вы не можете или не хотите ее платить, не имея квартиры?
В теории можно добиться того, чтобы хотя бы отсрочить ипотечные платежи — закон сформулирован размыто и отдает окончательное решение на установление судьи.
По общему правилу, суды не принимают в качестве оправдания неуплаты ипотеки тяжелые жизненные обстоятельства (болезнь, потеря работы и так далее). Но ситуация с обманутыми дольщиками стоит особняком. И практика по неуплате ипотеки в связи с обманом дольщика еще не сложилась. Но можно попробовать ее сформировать. Что касается рассрочки, которая платится непосредственно застройщику: можно приостановить платежи, но только в судебном порядке.