Самые крупные землевладельцы среди «слуг народа» Северной столицы, самые большие принадлежащие им дома, квартиры и земельные участки... Кого из них следует искать на сайтах знакомств, а кто удачно вступил в брак во всех смыслах?
Ежегодно весной тысячи российских чиновников и депутатов вооружаются калькуляторами и проводят ревизию... собственного имущества и активов. Банковские счета с множеством нулей, модели машин – как с парковки в Голливуде, или, наоборот, росписи пожитков современных Акакиев Башмачкиных, – все это оформляется в электронные таблицы и публикуется на официальных сайтах органов власти. Декларированию подлежит и яхта главы Выборгского района Валерия Гарнеца, и резиновая лодка депутата ЗакСа Анатолия Кривенченко. Вместе с официальными лицами, по закону, отчитываются их супруги и дети.
За непредставление или искажение деклараций чиновнику грозит дисциплинарное наказание, вплоть до увольнения по «утрате доверия». Депутата, в свою очередь, может «уволить» только народ. Официальные лица отчитываются в две волны: высокопоставленные, в том числе президент и губернаторы, – до 1 апреля, остальные – до 1 мая. На исправление ошибок в декларациях отводится месяц.
Органы власти самостоятельно размещают декларации на сайтах – порой в самых неподходящих форматах и труднодоступных разделах. Бывает, что декларации исчезают или, как в случае с председателем Горизбиркома Алексеем Пучниным, – корректируются через полгода после публикации.
Чтобы сохранить декларации в первозданном виде и облегчить доступ к ним, «Трансперенси Интернешнл – Россия» совместно с изданием Slon.ru и Комитетом гражданских инициатив создали сайт «Декларатор». Там уже можно ознакомиться с имущественной и финансовой историей 9 тысяч российских официальных лиц.
Программисты «Декларатора» по просьбе «Моего района» перевели в машиночитаемый вид декларации петербургских чиновников – сотрудников правительства, комитетов, районных администраций, а также высокопоставленных членов избиркома и прокуроров. Это позволило составить рейтинги официальных лиц, в том числе по пикантным критериям.
Самые богатые чиновники Петербурга: председатель комитета по природопользованию Валерий Матвеев (40 млн рублей), вице-губернатор Александр Говорунов (34 млн рублей), глава представительства Петербурга в Москве Николай Буханцов (26,7 млн рублей). Фото: Смольный, правительство Ленобласти
Поскольку новые декларации еще не опубликованы, в основе рейтингов лежат отчеты за 2013 год. В скобках – фамилии чиновников, которые уже покинули свои посты. Если под фамилией чиновника нет гиперссылки, значит, мы не нашли упоминаний о нем на официальных сайтах и также не гарантируем, что он сохранил статус.
«Латифундисты»
Рейтинг землевладельцев возглавляет скромная сотрудница юридического отдела администрации Выборгского района Наталия Петрова. Площадь ее сельскохозяйственных угодий равна площади 78 футбольных полей.
Самые большие дома
У вице-губернатора по внешним связям Олега Маркова дом оказался больше, чем у второго по богатству петербургского чиновника Николая Буханцова и губернатора Георгия Полтавченко вместе взятых! Последний на время правления обосновался в Комарово.
Самые большие квартиры
На первом месте снова чиновница из «меманса» – специалист отдела экономического развития и инвестиций администрации Кировского района Алена Иванова. Однако квартира принадлежит ей не полностью. А вот у начальницы отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Петроградского района Галины Мухи в распоряжении все комнаты (судя по метражу, их пять или шесть).
Самые богатые супруги чиновников
Хотели бы мы знать, как зовут мужей и жен всех этих чиновников.
Самые богатые «женихи»
Представителей этого и следующего рейтингов стоит поискать на сайтах знакомств. Впрочем, фиктивные разводы еще никто не отменял.
Самые богатые «невесты»
Автомобили
Самая популярная марка авто среди петербургских чиновников – Nissan. Самая популярная модель – старый добрый Ford Focus.
Любимый нашими чиновниками Ford Focus до 2014 года производился в Петербурге. Фото: «Википедия»
Какой смысл в антикоррупционных отчетах, если чиновник может скрыть свои яхты и миллионы?
– Если собственность и активы принадлежат чиновнику напрямую, такая «забывчивость» может быть основанием для его увольнения, – отвечает заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Андрей Жвирблис. – Поэтому коррупционеры все чаще прибегают к изощренным способам сокрытия «улик» – через офшоры, цепочки собственников, зарубежные коммерческие и некоммерческие организации... Можно оформить собственность на родственников, которые, по закону, не упоминаются в декларациях, например, на маму или брата. Можно фиктивно развестись: в 2014 году, за два месяца до подачи деклараций, 30 депутатов Госдумы расстались со своими половинками.
Несмотря на возможные ухищрения, декларации – это хороший инструмент по антикоррупционному контролю, особенно когда информация копится много лет, и можно отследить рост благосостояния конкретного «подозреваемого». Для этого нужна единая база, в которой все декларации будут стандартизованы и систематизированы. Пока наше государство не спешит создавать такую базу, и ее функцию выполняет «Декларатор».
– Если доход чиновника в десять раз больше его официальной зарплаты, он гарантированно коррупционер?
– Нет, помимо зарплаты у чиновника могут быть другие легальные источники дохода, например, банковские вклады, ценные бумаги, преподавательская деятельность. Он может сдавать собственность. Но, конечно, если человек до прихода на госслужбу не занимался бизнесом, работает по восемь часов в день, подозрительно, если в какой-то момент у него образуются миллионы.