«МР» выяснял, живы ли еще шляпные традиции в Северной столице.
В начале 1990-х годов в Петербурге работали 36 ателье по пошиву головных уборов. Сегодня не найдешь и пяти. «Зачем мне шляпа? В машине — трется о подголовник, в метро — слетит», — рассуждает сегодня среднестатистический горожанин. Не практично. Однако шляпное дело в нашем городе живет. И есть еще в Петербурге и настоящие шляпники, и настоящие ценители шляп, и даже шляпный музей.
Рискнуть, не спрятавшись в толпе
Самый известный шляпный салон модельера Марины Седовой находится в переулке Ульяны Громовой. Заходишь и попадаешь в мир, где шляпы, словно планеты в космосе, парят вокруг тебя: котелки, романтичные федоры, стильные трилби. Дизайнер сама выходит к гостям всегда в яркой, затейливой шляпке. Марина Седова не любит, когда говорят, что она «продает шляпы». «Я с помощью шляп рассказываю людям истории об их лицах», — уточняет она.
Марина начинала свой бизнес 1993 году, в годы, когда ателье закрывались одно за другим. Не найдя работы по специальности «модельер головных уборов», рискнула сама открыть мастерскую. Петербургская интеллигенция, художники, богема — ее типичные клиенты. По словам Седовой, мужчины, встречая друг друга на Невском проспекте в ее головном уборе, приветствуют друг друга, приподнимая шляпу.
Дело в шляпе
Марина Седова с удовольствием рассказывает «шляпные истории», которых за годы накопилось немало. «Одна моя клиентка была больна и прикована к постели, не могла и пальцем пошевелить. Муж принес ей в больницу все ее шляпы. На нее надевали шляпку, и она в зеркало на себя смотрела. Чуть окрепнув, она стала надевать шляпы сама. А потом она пришла к нам и говорила, что шляпы ее спасли. Другой моей клиентке 92 года. Десять лет назад она приходит и говорит: «Мариночка, я пришла за летней шляпкой, наверное, последней в моей жизни....» Я отвечаю: «А вы поставьте себе цель — обязательно прийти ко мне через год!» Сегодня ей 92, и мы ежегодно встречаемся!»
Да, дизайнерская шляпка стоит недешево, но, по словам Марины, можно найти свою вещь и среди фабричных моделей. Почему же шляпа с годами утратила свои позиции моде? По мнению мастера, это вопрос внутренней смелости нашего современника, или ее отсутствия. «Шляпа — это элемент культуры, а когда человек обладает культурой, он обладает и готовностью пойти на риск, взять на себя ответственность, не спрятаться в толпе. Иметь собственное мнение — вот что такое шляпа!» — утверждает модельер.
Дорасти до шляпы
«Израиль, Дальний Восток, США, Казахстан. Недавно пришел заказ на шляпу из Луганска», — перечисляет страны, откуда получал заказы, Павел Федоров, владелец собственного ателье по пошиву головных уборов «Карлсон Хэт».
В 90-е годы Павел с братом Константином решил шить простые мужские кепки. Купить качественную вещь тогда было негде. Потом перешли на женские шляпы, мужские. Сами придумывали модели, готовили болванки в мастерской в Ленинградской области. 1990-е годы были особым временем — бизнес шел легко, еще живы были ленинградские и московские фабрики, выпускающие качественные ткани. А в воздухе витал дух свободы, у людей было желание выглядеть оригинально. Заказывали шляпы а-ля Индиана Джонс, Марлон Брандо, а-ля Челентано или Ален Делон. Сегодня уже таких настроений нет, отмечает Павел.
В 90-е годы Павел с братом Константином решил шить простые мужские кепки. Купить качественную вещь тогда было негде. Потом перешли на женские шляпы, мужские. Сами придумывали модели, готовили болванки в мастерской в Ленинградской области
Узнав о мастерстве шляпника, к нему потянулись и «высокие заказы» — делал шляпы для Валентины Матвиенко, Вадима Тюльпанова, Лучано Спаллетти, для актеров Большого театра. А его обычные клиенты — в основном люди в возрасте, которые носили шляпы в советское время. А еще те, кто решил наконец-то отбросить стереотипы и сменить свой имидж. Жена Наталья называет это явление «дорасти до шляпы». За семейный бизнес они не боятся: экономические кризисы на «шляпное ремесло» никогда не влияли.
В шляпе «Наполеона»
Кондратий Лапин — студент 2 курса Технологического университета, будущий специалист по маркетингу. Помимо учебы, молодой человек любит устраивать разные творческие акции для студентов или просто прохожих на улице, увлекается фотожурналистикой. «Я понял, что мне нужна такая вещь, которая выделит меня из толпы и будет поднимать настроение окружающим. Заказал Павлу Васильевичу Федорову пошив шляпы Наполеона. Чувствую себя в ней превосходно!» — говорит Кондратий.
Что носили в Петербурге-Ленинграде
В шляпном салоне Марины Седовой работает небольшой музей головных уборов. Это личная коллекция дизайнера, собранная по лавкам старьевщиков, есть здесь и семейные реликвии. Можно проследить путь женской шляпки: в конце XIX века петербуржцы обожали цилиндры — они были мужские и женские. Дамы также любили шляпки-таблетки, они до сих пор практически не изменились. Наши бабушки и прабабушки любили шляпки — «менингитки», похожие на лежащие на голове арбузные дольки. Потом петербуржцы много носили береты, шляпы с полями наверх, соломенные шляпки летом.
По рассказам старожилов, у мужчин рабочего класса царствовала кепка-лондонка — щирокая, с козырьком из резины, а интеллигенция носила шляпы федора, борсалино, хомбург. Кто-то любил фуражки. Немецкие, чешские шляпы появились в продаже в 60-х годах. У дам входили в моду шляпы с драпировками из бархата. А позже в нашу жизнь ворвались «кепки полицейского» и бейсболки.
Совет молодым девушкам
Марина Седова: «Сегодня ни один модный показ не обходится без шляп, поэтому считать, что этот головной убор — пережиток прошлого, неверно. Шляпка — была и есть беспроигрышное оружие в борьбе за мужчин. Если придет десять красавиц и среди них дурнушка, но в шляпке, я вас уверяю, молодой человек в первую очередь подойдет к ней. Потому что в головных уборах есть эротический подтекст. В природе все птицы имеют хохолки, а для чего? Только ради "этого"! А еще, с помощью шляпы можно "подрасти" так же, как и с помощью каблуков».
Российские шляпоманы
Михаил Боярский носит шляпу уже более 15 лет. Первую шляпу купил случайно в ларьке на улице в Париже — просто понравилась. Носил ее 12 лет. «Когда я надеваю шляпу, не так заметно отсутствие ума, в отличие от тех, кто ходит без шляпы», — шутит актер.
Юрия Лужкова, бывшего мэра Москвы, не представить без своей кепки-капитанки. Опальный чиновник признавался, что в его личной коллекции — порядка 150 кепок.
«Что такое кепка? — говорил Лужков. — Кепка — это радость общения, кепка — это то единство, которое делает нас похожими, кепка — это защита, кепка — это радость!» Лужкову также принадлежит фраза: «Кепка защищает некоторые обнаженные части моего тела».
Михаил Шемякин — любитель кепок-фуражек. Любовь к кепкам с козырьком он объясняет проблемами с глазами, которые есть у многих художников.
Олег Каравайчук, загадочный и эпатажный петербургский композитор и пианист, многие годы предан берету, который носит слегка набок. Из воспоминаний о композиторе в журнале «Жизнь. Кино. Спб» 2005 год: «На полированной крышке рояля всегда стояли в ряд суповые тарелки с натянутыми на них одинаковыми беретами. Олег очень следил за тем, чтобы береты выглядели парадно. Из-под Олегова берета всегда ниспадали длинные волосы...»
Дмитрий Хрусталев, известный телеведущий и актер из Петербурга, часто носит шляпу трилби, которая уже стала неотъемлемым атрибутом его образа на ТВ.
Рената Литвинова — единственная из современных актрис, кто не боится шляпок самых разных фасонов, прежде всего в ретро-стиле. Шляпник королевы Великобритании Филип Трейси называет ее «российской Марлен Дитрих».
Комментарий стилиста: «В моду вернулись широкополые шляпы»
Экстравагантный вариант головного убора в этом сезоне — шляпа в стиле «Вестерн» и тюрбан. Шляпа в стиле «Вестерн» станет прекрасным дополнением к образу с пальто и высокими сапогами, а тюрбан может стать дополнением деловому образу и может завершить яркий этнический наряд, рассказывает Анна Морозова, руководитель Академии имиджа ImageSpb.
Этим летом в моду вернулись широкополые шляпы. Актуальными будут и яркие и сдержанные цвета, и соломенные шляпы и тканевые, с украшениями и без. Вы можете приобрести как классический элегантный вариант широкополой шляпы с жесткими полями, так и более романтический с мягкими полями, создающими богемный и утонченный образ.
Еще один классический тренд весны 2015 — это береты. Береты этой весной станут женственным и во всех ситуациях уместным головным убором. Актуальные цвета беретов: черный, винный, бордовый, бежевый и белый.
Этой весной дизайнеры активно использовали кепки в своих коллекциях. Выбирайте кепки черного, коричневого и бежевого цветов, носите кепки ярких цветов и отдавайте предпочтение цветочным и анималистическим рисункам. Особенно популярны в этом сезоне кепка-коппола с небольшим козырьком и французская кепка.
Еще один классический тренд весны 2015 — это береты. Береты этой весной станут женственным и во всех ситуациях уместным головным убором. Актуальные цвета беретов: черный, винный, бордовый, бежевый и белый.
Этим летом дизайнеры предлагают нам носить хлопковые и льняные панамы светлых и темных тонов, а также соломенные канотье — французская шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. Этой весной и будущим летом можно создавать головные уборы, повязав на голову платок. Из платка можно сделать тюрбан или повязку, соорудить объемную чалму, завязать под подбородком в стиле «Бабушка», завязать на лбу или на затылке. Подбирайте платок в тон макияжа и цвет своих глаз и будьте уверены в актуальности своего образа. Носите платки в сочетании с солнцезащитными очками разных оттенков.