Культура

Александр Марголис: музей Набокова достоин занимать весь дом на Большой Морской


версия для печати
Александр Марголис: Музей Набокова достоин занимать весь дом на Большой Морской Александр Марголис, председатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, историк, много лет проработавший в Музее истории Петербурга, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города ответил на вопросы MR7.ru о статусе музея Набокова и о том, необходимо ли музею все здание исторического особняка на Большой Морской, 47 — «единственного в мире дома», как называл его Владимир Набоков.

— Александр Давидович, должен ли быть музей Набокова городским?

—  В рядах университета музею не очень хорошо живется — прошло достаточно много времени и об этом можно говорит уверенно. Мне кажется, решение передать музей университету тогда (в 2008 году, причем СПбГУ выплатил тогда долги негосударственного музея. — Прим. ред.) было неудачным, и было во многом связано с одним человеком — с Сергеем Богдановым, который тогда был деканом филологического факультета СПбГУ, а ныне он ректор Герценовского университета. Сейчас в руководстве СПбГУ я просто не вижу людей, которые были бы заинтересованы в развитии музея — этого непрофильного (для вуза), в принципе, дела.

А что касается альтернативы, у нас в городе достаточно широкая сеть литературных музеев, можно присмотреться к их опыту. С моей точки зрения есть такие модели, которые просто надо признать удачными и их развивать: музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме — самостоятельный музей, успешно живет и развивается, есть другая модель — музей Александра Блока, который является вот уже 40 лет филиалом Музея истории Петербурга — тоже вариант вполне возможный. Говорить о федеральном или региональном статусе вряд ли в данном случае имеет смысл — я не вижу принципиальной разницы.

Что же касается того, весь ли особняк на Большой Морской, 47, должен занимать музей Набокова (который ныне занимает часть помещений первого этажа и делит здание с музыкальной школой им. Бортнянского. — Прим. ред.) — то в перспективе, конечно, да, все здание, это даже не вопрос, это очевидно. Этот процесс можно разбить на этапы, не сразу решать, потому что музей в том состоянии, в котором он находится сейчас, просто не удержит все здание, не справится с ним, как говорится, пороху недостаточно. Но в перспективе, конечно, потому что это дом Набоковский от подвала до верхнего этажа. А масштаб фигуры Набокова в литературе XX века таков, что музей вполне достоин занимать весь дом.

Но это должен быть полноценный музей, к сожалению, у нас с некоторых пор становится унылой традицией — музей Набокова ни два ни полтора, непонятно, как будет жить дальше, также созданный благодаря усилиям общественности музей Иосифа Бродского — тоже ни два ни полтора, непонятно с каким статусом и с какими перспективами.

Александр Марголис не знал, что вчера на сайте СПбГУ появилась информация, что директором музея Набокова стал писатель и доцент СПбГУ Андрей Аствацатуров, а заведующая музеем Набокова Татьяна Пономарева узнала об этом от журналистов. «Интересное кино, — прокомментировал Марголис. — Это дополнительный аргумент к тому, о чем мы с вами выше говорили».

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости




Лента новостей