Главный антимонопольщик Петербурга рассказал, как он рассматривал жалобу Навального, сколько получают сотрудники антимонопольной службы и как удается доказать картельные сговоры.
Глава Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу, официальный борец с коррупцией, картелями, необоснованными завышениями тарифов Вадим Владимиров накануне провел ироничную лекцию в Высшей школе экономики. «МР» публикует самые интересные фрагменты из лекции.
О естественных монополиях
– Основная деятельность Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу – это контроль за субъектами, занимающими доминирующее положение, за естественными монополиями и пресечение недобросовестной конкуренции, – рассказал Вадим Владимиров.
фото: пресс-служба УФАС
– Мы следим, чтобы монополист не мог необоснованно отказать в подключении к ресурсам. Например, я лично знаю человека, который шесть лет ходит по инстанциям, чтобы подключить свой садовый домик. С 1947 года в Невском районе действует садоводство «Красный октябрь», и все это время люди сидят без света. По словам членов садоводства, им предлагали решить вопрос, как у нас обычно решают... УФАС выдало предупреждение естественному монополисту, компания его не выполнила, сейчас мы возбуждаем антимонопольное дело и, если будет установлен факт нарушения закона «О защите конкуренции», то монополисту будет выдано обязательное к исполнению предписание. За этим следует штраф, который, по закону, может достигать 15% от прошлогоднего оборота компании.
О спичечных баронах
Картельный сговор – это неформальное соглашение участников, работающих на одном рынке, о продаже или покупке товаров или услуг по определенной цене.
– В последние годы ФАС России выявила картельные сговоры на рынках краба, рыбы, соли, соды… – продолжил глава УФАС по Петербургу. – Примечательная история произошла на социально значимом рынке спичек. Картель вообще доказать трудно, потому что компании заключают договоры неформально. А суд требует бумагу: «Мы, фирма А, фирма B и фирма C, будем продавать спички по такой-то цене». В данном случае спичечные «бароны» собрались и договорились о разделе рынка, о непонижении цен, но так как друг другу они не доверяли, то вели протокол и даже аудиозапись переговоров. Через неделю эти доказательства оказались на столе у главы ФАС. А первый кто сообщил о картельном сговоре, в соответствии с законом, освобождается от ответственности!
Во всем мире картельный сговор считается злостным экономическим преступлением, в нашей стране за него предусмотрено уголовное наказание – вплоть до семи лет тюрьмы. Нефтяные картели, разоблаченные ФАС в 2007-2012 годах, дали третий в мире по размеру штраф за такое преступление – 20,7 млрд рублей.
Рекламу под ноготь
– ФАС занимается и контролем за рекламой. Например, с наших дорог исчезла реклама водки под видом воды… А последняя и самая громкая история связана с распределением мест на установку конструкций для наружной рекламы в Петербурге. Было несколько тысяч носителей. Организаторы торгов поделили места на 15 лотов. Мы предложили увеличить количество лотов до 30 и допустить малый бизнес к участию. Конкурс был объявлен, но к нам в управление поступили жалобы и оказалось, что в самой документации есть нарушения закона и нам пришлось его отменить. По последней информации, губернатором принято решение: рекламные конструкции должны устанавливаться в соответствии с ГОСТами. В итоге в городе может остаться всего 532 рекламные конструкции.
О коррупции на госзакупках
– Самый коррупционный рынок – это государственные закупки. Процедуры прозрачности, введенные вместе с 94 федеральным законом о госзаказе, позволили сэкономить триллионы бюджетных рублей. Многие политики сделали себе на этом имя. Например, ваш покорный слуга рассматривал заявление Алексея Навального на торги, проводимые в Ленинградской области. Был объявлен конкурс на строительство пяти трехэтажных домов по программе расселения ветхого жилья. Можно ли построить дом за один месяц? В комитете по строительству утверждали, что можно. Однако дома были уже построены, и это было подтверждено фотографиями. Получается, что эта информация больше для правоохранительных органов: видимо, конкурс проводился, чтобы узаконить уже построенные дома.
фото: пресс-служба УФАС
…И нечистоплотных борцах с ней
– В России сложился слой профессиональных заказчиков. Есть фирмы, которые помогают государственным и муниципальным заказчикам готовить документацию для торгов. Появились органы власти, которые очень хорошо разбираются в законодательстве и могут профессионально рассмотреть жалобы на конкурс или аукцион. Но также появились и профессиональные «сносители» торгов: люди, внимательно ознакомившись с документацией, найдя там, образно говоря, лишнюю запятую и примерно зная, что ФАС за это «сносило» торги, приходят к организаторам торгов и заявляют: «За процент, который смешно называть, мы наше заявление в ФАС отзовем». Вполне распространенная практика. Мы такие фирмы знаем, к сожалению, их круг расширяется. Чтобы с ними бороться, нужно вести оперативно-розыскную деятельность, а таких полномочий у ФАС нет.
Коррупция в УФАС
– В нашем управлении тоже не все гладко, я об этом говорю открыто. В 2011 году главный инспектор УФАС по Петербургу Николай Герасимов в кафе «Фрикадельки» получил взятку 20 тысяч рублей, чем навеки опозорил наш город. Суд приговорил Герасимова к двум годам лишения свободы условно и штрафу в 5 тысяч рублей.
Сколько получает глава УФАС?
– 50-60 тысяч рублей в месяц, – поделился напоследок Вадим Владимиров. – А сотрудники, которые решают, остановить ли многомиллионные торги, получают всего по 15-20 тысяч. Это открытая информация. Юристы, против которых наши сотрудники выступают в судах, получают на порядок больше.
Встреча была организована Антикоррупционным центром «Трансперенси Интернешнл – Р» в Петербурге.