Истории

Эмблема мундиаля-2018: крик души в противогазе

Россия представила официальную эмблему чемпионата мира по футболу 2018 года, который состоится в нашей стране. Может, эмблема как-то символизирует футбол, но никак не говорит о России, а если говорит, то плохо.

Эмблему мундиаля-2018 показали в шоу «Первого канала» «Вечерний Ургант», на фасаде Большого театра в виде проекции и даже в иных мирах – не остались в стороне наши космонавты. При первом взгляде на эмблему возникает знакомое ощущение: будто увидел на прилавке очередной ширпотреб - непонятно что, лишь бы завлечь покупателя.

Смотрелась бы подобная модель на выставке современного искусства «Манифеста», той, что представлена в здании Главного штаба и Эрмитаже. Какой-то шар в форме мяча, устремленный в небо, звезды на стекле, всполохи огня, фигурки то ли вратарей, то ли космонавтов…

Создатели говорят, что в логотипе много деталей, надо уметь их разглядеть. Общая идея – космическая. Мол, в космосе нет границ и в футболе нет границ. Людей манит и то и другое.

Российские блогеры уже сравнили эмблему с трехглазым инопланетянином, мутантом, сперматозоидом, «мухомором из будущего». Кто-то, изображая фотожабу, «поставил» логотип вместо головы персонажа знаменитой картины Эдварда Мунка «Крик» -  она подходит туловищу человека, сходящего с ума.

Интересно, что эскиз эмблемы разрабатывали португальские дизайнеры. Они выиграли конкурс. Эти дизайнеры говорят: мы, дескать, хотели показать магию России, силу ее духа, смешение культур, умение преодолевать трудности. Еще, по мнению этих дизайнеров, наша определяющая черта – делать невозможное ради победы. Может, они верят в то, что наша команда сумеет победить на чемпионате мира 2018 года (к счастью, нам как хозяевам, не надо туда отбираться). Пока, впрочем, мы не можем «наскрести» на зарплату главному тренеру сборной -  Фабио Капелло. Но это одна из тех трудностей, которую по-любому придется преодолеть.

Немного странно, что эмблему изготовляло португальское брендинговое агентство. То самое, как говорят, которое придумывало логотип для предыдущего чемпионата мира – в Бразилии. Эмблемы и отличаются немногим: там мяч возносят руками, тут – пламенем «огненных лет». Соблюдено условие – в эмблеме должен угадываться Кубок мира. Только почему в Лиссабоне «русскую душу» знают лучше?

Победителя конкурса выбрало «авторитетное жюри». В него, как выяснилось, входили министр спорта РФ Виталий Мутко, главный тренер нашей команды Капелло, вратарь Игорь Акинфеев, генеральный секретарь Международной федерации футбола Жером Вальке, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, дирижер Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев, актриса Чулпан Хаматова. Настоящие эксперты в области дизайнерского искусства, особенно учитывая тот факт, что вместе этих людей собрать практически невозможно, учитывая их рабочий график.

Российские блогеры уже сравнили эмблему с трехглазым инопланетянином, мутантом, сперматозоидом, «мухомором из будущего». Кто-то, изображая фотожабу, «поставил» логотип вместо головы персонажа знаменитой картины Эдварда Мунка «Крик» -  она подходит туловищу человека, сходящего с ума. Кто-то превратил эмблему в противогаз – действительно, она выглядит непроницаемой, не «дышит», есть в ней что-то от предмета, который можно использовать только в крайнем случае, но и держать на готове необходимо.

Я бы сравнил логотип чемпионата мира-2018  с песней «Земля в иллюминаторе». Причем в исполнении Инны Чуриковой в фильме «Курьер». Вроде и о чем-то космическом, неведомом речь, но при этом полное отсутствие ритма, слуха, вкуса. Чурикова хоть душевно, бескорыстно поет, а тут чувствуется коммерческая составляющая: «пробашляли», одобрили, показали миру. Денег не жалко. «Травы у дома» тоже.

Что в этой эмблеме от России? Такая же непонятная: неясная форма, таинственное будущее, «пламенное» прошлое. Разе что это. Узнаваемого образа нет. Какой-то «привет» глобальному миру. Уступка цивилизации.

Я бы сравнил логотип чемпионата мира-2018  с песней «Земля в иллюминаторе». Причем в исполнении Инны Чуриковой в фильме «Курьер». Вроде и о чем-то космическом, неведомом речь, но при этом полное отсутствие ритма, слуха, вкуса. 

Просматривая логотипы предыдущих чемпионатов мира, вижу, что испанский (1982-й год) сделан «под Пикассо», в центре логотипа чемпионата мира, состоявшегося в ЮАР (2010-й год), – силуэт темнокожего футболиста, бьющего через себя, аргентский чемпионат (1978-й год) изображает игроков в полосатой форме, празднующих успех (Аргентина и выиграла турнир)...

Почему мы не хотим ничего сказать миру? Нечего?     

share
print