Для многих «возрастных» студентов получение первого или второго высшего образования – это и шанс «достроить» свою карьеру, и расширить диапазон возможностей, и спасение от профессионального выгорания, и своеобразная «психотерапия».
Студенты в возрасте 45+ в вузах Петербурга – уже привычное, хотя и не массовое, явление.
Снова как «старшеклассники»
«Поступала туда, где не надо сдавать математику!» – признается Татьяна Гордеева, окончившая ЛГУ им. Пушкина, факультет дефектологии и социальной работы. Татьяна приобрела совершенно новую для себя профессию – логопед. Поступление в вуз, по ее словам, было в первую очередь уходом от личных проблем, а стало – новой дорогой в жизни.
«Из приобретений: интересные знакомства, осознание собственных сил, что еще многое могу дать людям, и могу по-новому строить свои отношения с окружающим миром», – говорит она. Неожиданно для себя самой Татьяна стала неплохо зарабатывать, работая репетитором. Сейчас думает, куда бы еще поступить.
Дмитрий Иванов в 50 лет – третьекурсник экономического университета, направление – «управление автотранспортным предприятием». За плечами – годы руководства торговыми фирмами. «Раскрутиться» удалось в 90-е годы благодаря связям и способностям, а учиться было некогда. Сейчас латает образовательные дыры.
Главное отличие «взрослых» учащихся – колоссальная мотивация. «Ощущение себя как в старших классах. Ловишь каждое слово преподавателя, хочется глубже все узнать…» – вспоминает Татьяна. Если для 18-20-летних студентов обучение – зачастую просто очередной, порой не всегда осознанный этап жизни, то «возрастные» студенты учатся с большим энтузиазмом и осознанностью своего шага.
За партой – «жертвы» 90-х
По данным портала Superjob.ru, чаще всего в качестве второго высшего образования соискатели старше 45 лет выбирают такие направления, как «менеджмент и управление» (24%), «бухгалтерский учет, финансы», «экономика» (22%), «психология» (10%), «юриспруденция» (5%).
«В первую очередь, это соискатели, уже имеющие опыт работы на руководящей должности. Образование они получают с прицелом на последующий карьерный рост. Например, директор производства, получив образование в области антикризисного управления, перешел на руководство проектами в сферу консалтинга», – комментирует Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru.
Вторая категория соискателей – это те, кто в 90-е годы был вынужден работать не по специальности. Например, концертмейстер переквалифицировался в специалиста по работе с персоналом и сейчас получает дополнительное профильное образование. Или инженер, окончив вуз в 90-е годы, стал работать бухгалтером, а экономическое образование получает только спустя 20 лет.
Чаще всего в качестве второго высшего образования соискатели старше 45 лет выбирают такие направления, как «менеджмент и управление» (24%), «бухгалтерский учет, финансы», «экономика» (22%), «психология» (10%), «юриспруденция» (5%).
Второе высшее – это и возможность получить смежную специальность. Например, врач получает фармацевтическое образование и ищет работу провизором. Или архитектор дополняет свое образование дипломом реставратора.
Но немало и тех, кто в 40 с лишним лет решил начать карьеру с нуля. «В нашей базе есть примеры, как инженер в 56 лет стал психологом, теплофизик в 48 лет – архивариусом, актер в 45 лет – логопедом», – говорит Валерия.
Найти свою «фишку»
Обычно для принятия решения о получении второго высшего образования существует некая база. Но если нет никакого опыта и представления о том, чем придется заниматься в новой профессии, профконсультанты советуют протестировать свое желание на прочность на каких-либо курсах, почитать профессиональную литературу.
И все же, отмечают специалисты HR, принимать во внимание конкуренцию с более молодыми сотрудниками на рынке труда необходимо. А значит, стоит найти и развивать какое-то индивидуальное преимущество – скажем, выучить иностранный язык, стать «спецом» по проведению деловых мероприятий или разработать какую-то собственную программу, проект, который заинтересует работодателя.
Энтузиазм, стремление работать, жизненный опыт и мудрость во многих областях сегодня важнее, чем возраст и наличие записи в трудовой книжке.
Екатерина Скляренко, руководитель пресс-службы компании HeadHunter Северо-Запад:
В категории «Начало карьеры. Студенты» в III квартале 2014 года чуть меньше 1% резюме принадлежало соискателям в возрасте от 45 лет и старше. Это говорит о том, что все же тренд кардинальной смены профессии в этом возрасте не стал еще общерыночным. Да, с каждым годом меняется мировоззрение людей относительно привязанности к одному рабочему месту, сегодня уже состоявшемуся человеку гораздо проще переучиться, получить новые знания, чем, например, даже 10-20 лет назад. И причина для этого не только в доступности знаний благодаря открытым лекциям, мастер-классам, а также обучающим курсам и вебинарам в интернете, сколько в динамичности жизни и стремлении людей попробовать себя в разных профессиях.
Среди кандидатов старше 45 лет, которые разместили свои резюме на hh.ru в категории «Начало карьеры. Студенты» в III квартале 2014 года, 54% – это женщины, 46% – мужчины. Чаще всего резюме таких соискателей встречаются в сферах «Административный персонал» (35,5%) и «Продажи» (24,5%).
Все же тренд кардинальной смены профессии в этом возрасте не стал еще общерыночным. С каждым годом меняется мировоззрение людей относительно привязанности к одному рабочему месту, сегодня уже состоявшемуся человеку гораздо проще переучиться, получить новые знания, чем, например, даже 10-20 лет назад.
Это как раз те отрасли, для которых, как правило, не требуется профильного образования, достаточно внутрикорпоративного обучения. Также популярна производственная сфера, управление персоналом, транспорт и логистика.
Ольга Стрижицкая, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ:
Безусловным преимуществом студентов 45+ перед студентами из молодежи является более осознанный подход к образованию. Среди трудностей следует отметить, что, конечно, возвращаясь к обучению, особенно после длительного перерыва, более взрослым студентам требуется некоторое время, чтобы реорганизовать свою жизнь и вписать в нее занятия и домашние задания.
Для тех, кто хотел бы пойти учиться в позднем возрасте, но сомневается в своих силах, я бы сказала: «Смелее!» Не стоит думать, что учится только молодежь. Например, сейчас, когда в академической среде стал так востребован английский язык, практически все сотрудники ходят заниматься.
Также могут возникать трудности с запоминанием материала, поскольку в повседневной жизни нам не требуется запоминать большие новые объемы информации. Если говорить о студентах еще постарше, где-то 60+, то тут возникают трудности, связанные с опытом. Чем старше человек, тем больше у него жизненный опыт, который составляет основу чувства компетентности у человека. Если курс построен без учета этой особенности, то у взрослого человека может складываться ощущение, что то, что он знал и умел до этого, обесценивается, что, разумеется, вызывает отторжение.
Для тех, кто хотел бы пойти учиться в позднем возрасте, но сомневается в своих силах, я бы сказала: «Смелее!» Не стоит думать, что учится только молодежь. Например, сейчас, когда в академической среде стал так востребован английский язык, практически все сотрудники ходят заниматься. У нас есть 70-летние профессора, которые пошли обучаться практически с нуля. И не стоит думать, что молодежи все легко дается: отсутствие опыта и каких-либо знаний в принципе делает для них обучение зачастую тоже не самым простым занятием. У обучения в зрелом возрасте есть еще один «бонус» - профилактика различных когнитивных нарушений в пожилом возрасте, поскольку, чем меньше нагружается какая-то функция, тем быстрее она начинает ослабевать.
В СПбГУ учатся 40 студентов старше 45 лет – десять в бакалавриате, девять в специалитете, 21 в магистратуре. Самые популярные направления у этой категории – юриспруденция, лингвистика, искусствововедение, история искусств, история, психология.