«МР» узнавал, почему на многих станциях метрополитена нет пандусов при входе в метро и на переходах между станциями.
Маленькая чемоданная трагедия
Каждый день на переходе с «Маяковской» на «Площадь Восстания» – а это один из самых нервных и переполненных людьми узлов метрополитена – разыгрывается маленькая чемоданная трагедия. Люди с огромными сумками в руках, на руках и чуть ли не на голове, спешащие на Московский вокзал, мучительно продираются сквозь толпу. Главным препятствием становятся ступеньки, по которым нужно спустить, а потом и поднять все эти баулы. Периодически в скорбную процессию путешественников встревают и обычные люди, которым эти самые баулы случайно наехали на ногу. Наблюдать за чемоданной трагедией мучительно, а участвовать в ней – еще мучительнее. Мне это приходилось делать не раз, поэтому я точно знаю, что тащить тяжеленный чемодан наверх по ступенькам – ужасно. На «Маяковской», на «Гостином дворе», на «Владимирской» – везде. Станций метро, где на лестницах не установлены пандусы, в Петербурге много. Это почти все станции, выходящие на две ветки.
И если дорожный чемодан требует разовых усилий, то как насчет так называемых «маломобильных групп населения» – инвалидов, пожилых людей, молодых мам с колясками?
«Станции "Достоевская" и "Владимирская" совершенно не приспособлены к "колясочникам". Ступенек много на переходе со станции на станцию, полозьев там нет. "Садовая" тоже, переход на "Сенную". Еще могу сказать то же самое про метро "Пионерская". Надо преодолеть кучу ступенек, прежде чем попасть на эскалатор», – пишут недовольные горожане на форуме, посвященном транспортным проблемам людей с ограниченными возможностями.
Почему на некоторых станциях метро нет пандусов? И будут ли они устанавливаться там?
Ответ метрополитена – нет. Положить полноценные пандусы на лестницах чаще всего не представляется возможным «в связи с имеющимися архитектурно-планировочными ограничениями». Вместо них на большинстве лестничных маршей были установлены аппарели (колясочные спуски), предназначенные для повышения удобства транспортировки детских колясок и багажных сумок.
Однако на некоторые станции, по словам представителя метрополитена, невозможно установить даже аппарели.
«Неужели вы думаете, что нам сложно положить две металлические палки? Мы устанавливаем аппарели там, где это возможно, – комментирует Юлия Щавель, пресс-секретарь петербургского метрополитена. – Исключение составляют лестничные марши, ширина прохода на которых не обеспечивает необходимую пропускную способность для пассажиропотоков в часы "пик". Установка аппарелей на таких станциях может привести к падению пассажиров и их травмированию при движении по лестнице в плотном потоке в часы "пик". В частности, к таким станциям относятся и некоторые пересадочные узлы, например, "Невский проспект" – "Гостиный двор", "Пушкинская" – "Звенигородская" и "Сенная площадь" – "Спасская"».
«Держите детей на руках»
Специалист метрополитена отмечает, что аппарели не предназначены для перемещения пассажиров в инвалидных колясках – по ним можно перемещать только сумки и коляски. Поскольку установка аппарелей не регламентируется нормативными документами, параметры аппарелей были определены опытным путем. Габаритные размеры аппарелей определены из расчета ширины колеи перевозимой коляски 380-720 мм.
«Согласно нашим правилам, мы не делаем пандусы для детских колясок, – говорит Юлия Щавель. – Детей в метро полагается держать на руках».
По правилам метрополитена, любая мама с коляской может получить помощь сотрудника метрополитена. Но хватит ли этих сотрудников, если все петербургские мамы с маленькими детьми начнут пользоваться метро, тогда как сейчас большинство предпочитает наземный транспорт?
«Метро мы не пользуемся вообще, – рассказывает Юлия, молодая петербургская мама. – Поднять коляску по ступенькам, спуститься по эскалатору – настоящее приключение, причем не в хорошем смысле слова. Без помощи физически крепкого человека тут не обойдешься, однако в метро все куда-то спешат, бегут, им не до этого. А в одиночку тащить тяжелую коляску – просто мучение».
Горожанам, спешащим на вокзал с тяжелыми чемоданами, похоже, придется рассчитывать только на помощь друзей и собственную физическую силу. Планировка станций вкупе с решением петербургского метрополитена позволяет предположить, что пандусы, столь необходимые на некоторых станциях, так и не появятся.
Поднять коляску по ступенькам, спуститься по эскалатору – настоящее приключение, причем не в хорошем смысле слова. Без помощи физически крепкого человека тут не обойдешься, однако в метро все куда-то спешат, бегут, им не до этого. А в одиночку тащить тяжелую коляску – просто мучение
Решение для инвалидов
Сейчас на всех станциях метрополитена применяются специальные тележки для перевозки инвалидов-колясочников на эскалаторах. При помощи этой тележки специальный работник должен доставить пассажира до пункта назначения.
Согласно информации на сайте метрополитена, «для оказания помощи по перемещению пассажиров в инвалидных колясках по эскалаторам и лестничным маршам с применением специальных технических средств необходимо обращаться в информационно-справочный центр метрополитена по телефону (812)301-97-00, при помощи кнопки "INFO" терминалов системы передачи тревожных сообщений на станции, либо к работникам метрополитена на станции».
Тележка для транспортировки инвалидов-колясочников типа «ТЭМИ – 001» – вот точное название устройства, при помощи которого инвалиды могут спускаться по эскалатору и ступеням в метро. В настоящее время проект тележки дорабатывается совместно с Комитетом по социальной политике и региональным отделением ВОИ (Всероссийского общества инвалидов).
«Тележка нуждается в доработке потому, что не каждая коляска подходила под нее по своим габаритам, – объясняет Елена Смирнова, ведущий специалист Комитета по социальной политике. – Из-за этого с некоторыми колясками возникали трудности. Сейчас тележка унифицирована и, согласно исследованиям, подходит под большинство колясок».
По словам сотрудника комитета и сотрудников регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, никаких жалоб на этот способ перемещения внутри метрополитена от инвалидов не поступало.
«Сейчас при открытии станций метро при апробировании этих тележек связываются с инициативной группой инвалидов, они участвуют в подобных проектах и все согласовывается в соответствии с их требованиями и замечаниями», – добавляет Елена Смирнова.
«В целом, работа организована хорошо. Я подъезжаю на пропускной пункт, там есть телефон, я называю станцию – вдвоем подходят сотрудники и спускают на эскалаторе. Тут же сообщают по рации, на какой остановке я выхожу, и там уже поджидает сотрудник», – комментирует Сергей Поюнов, активист движения инвалидов за доступную транспортную среду.
Ложка дегтя
По словам горожан, сотрудника и тележку приходится иногда ждать довольно долго, причем на данный момент тележка подходит не ко всем видам колясок. Не всегда мобильные подъемники оказываются в наличии. «Мы звонили по номеру, указанному на сайте метрополитена, работники действительно приходили, но поднимали и спускали на руках», – рассказывает инвалид Марина.
И, как ни странно, проблему с отсутствием пандусов в метро подъемники не могут решить полностью. «Многие колясочники и другие инвалиды получают свои проездные билеты в метро, – рассказывает Сергей Поюнов. – Например, метро "Дыбенко" – там, чтоб войти в метро, надо преодолеть несколько ступенек. И пандусов там нет. То есть, для того чтобы просто получить свой проездной билет и войти в метро, инвалиду приходится преодолевать много трудностей».
Сотрудника и тележку приходится иногда ждать довольно долго, причем на данный момент тележка подходит не ко всем видам колясок. Не всегда мобильные подъемники оказываются в наличии.
По словам Сергея, переходы без пандусов, такие, как на «Гостином дворе», по-прежнему представляют трудность. «Приходится очень долго ждать, пока привезут либо тележку, либо гусеничный подъемник, – сообщает активист. – Я озвучивал этот вопрос заместителю метрополитена – почему бы вдоль стены не сделать подъемные площадки? Но они говорят, им конструкция не позволяет… Возникают и такие ситуации: либо работник спускает по лестнице на руках, либо ждать оборудование полчаса. Но ведь такой способ спуска – риск. А вдруг он поскользнется?...»
В столичном метрополитене 22 станции оборудованы специальными лифтами для инвалидов и пожилых людей, которые позволяют избежать мучений с эскалатором. Также год назад, 14 октября, был образован Центр обеспечения мобильности пассажиров: сотрудники центра дежурят на станциях метрополитена, выявляя представителей маломобильных групп населения – родителей с колясками, инвалидов, пожилых людей – и помогают им добраться до пункта назначения. На данный момент представители центра дежурят на 87 станциях метрополитена, согласно информации на сайте. Однако на том же сайте есть перечень станций, необорудованных эскалатором вовсе – их 57. Столичным сотрудникам подземки есть над чем работать.
В Мадриде большинство станций метрополитена оборудованы лифтами для спуска и подъема и удобными пандусами. Лифт, как правило, доставляет пассажира прямо на платформу – к началу или хвосту поезда. Потому что именно в первом и последнем вагонах предусмотрены специальные места для инвалидных колясок.
В Берлине все станции аналогичным образом оборудованы лифтами и пандусами. А вот в столице Великобритании не все так гладко. Большинство новых станций сделаны максимально доступными для инвалидов, но на старых станциях вход для них невозможен. Переоснащение таких станций требует крупных финансовых вливаний, а иногда нереализуемо технически. Лондонский метрополитен выпускает карту, на которой указано, какие станции доступны для инвалидов, с каждым годом количество таких станций увеличивается.
____
Информация по параметрам пандусов в метро:
Согласно требованиям Свода нормативов и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», максимальная высота одного марша пандуса не должна превышать 0,8 метра при уклоне не более 8%, что составляет 10 метров длины на 0,8 метра подъема. С вводом в действие Свода правил СП 59.13330.2012 допустимый продольный уклон пандуса был уменьшен до 5%, что составляет 16 метров длины на 0,8 метра подъема.