Истории

Эмигрировать на Дальний Восток желающих немного

Фонд социального развития провел комплексное социологическое исследование о перспективах миграции населения на Дальний Восток. О нем на встрече с журналистами рассказали ведущий эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА» Лев Коломыц и кандидат социологических наук (Москва) Никита Чулочников.

«Наше исследование было посвящено проблематике миграции на Дальний Восток из других регионов России. Достаточно ли у нас внутренних человеческих ресурсов, чтобы осваивать Дальний Восток? Политика государства в отношении Дальнего Востока сейчас — это вторичная индустриализация. Сибирь всегда была основной кладовой. Освоение же Дальнего Востока сопряжено с большими затратами, но сейчас государство понимает, что осваивать Дальний Восток необходимо», - объяснил Лев Коломыц.

По словам Льва Коломыца, первоначальная гипотеза исследования состояла в определении, что при условии создания благоприятных условий для проживания и возможностей профессиональных, самореализации и других, население РФ согласно мигрировать на Дальний Восток. Было определено 20 фокус-групп в трех Федеральных округах России и был проведен интернет-опрос на сайте Superjob.ru. В опросе участвовали как молодые люди, так и пожилые, средний возраст участников опроса составил 26 — 30 лет. Было опрошено около 16 тысяч человек по различным аспектам вопроса переселения.

В результате исследования были определены склонности населения в вопросе миграции. Оказалось, что идеальным местом для переезда жители России считают место, удобное географически. При этом они тяготеют к Европейской части страны. Важно для людей также количество населения в «конечном пункте», при этом для кого-то большое количество населения — плюс, для кого-то — минус. Хорошая работа с высокой зарплатой – также важный критерий.

Дальневосточный округ, по мнению опрошенных, имеет следующие недостатки: удаленность от центра, плохой климат, неосвоенность территории, суровый климат и высокие цены. Вообще, по словам Льва Коломыца, многие жители нашей страны считают, что Дальний Восток — дикое место, находящееся далеко, где холодно, а кругом бродят вооруженные китайцы.

Тем не менее, определенный процент (менее 1 процента опрошенных) в принципе оказались готовыми к переезду на самый дальний восток страны. Это, конечно, немного, но в целом не так уж и плохо, при условии, что результаты опроса в целом были «центростремительными». Оказалось, что для людей, особенно «подвижного» в возрасте от 20 до 30 лет, готовых обустраивать страну (их 20 процентов от общего числа опрошенных), важны такие условия, как интересная работа, хорошие условия жизни, возможности для самореализации, наличие качественной медицины.

В  большинстве своем, по словам Никиты Чулочникова, «люди в принципе готовы куда-то поехать, но не знают куда». Лев Коломыц добавляет: «Мы спрашивали людей, какое представление есть у них о Дальнем Востоке. Но оказалось, что только в латентной форме они готовы куда-то выехать».

Какой вывод можно сделать? «Дальневосточники вообще не хотят, чтобы их трогали, кого-то к ним посылали. Мы задавали им вопрос, они ответили, что им ничего не надо. Участники фокус-групп высказали похожее мнение: им нужно жилье, работа, причем все это должно быть лучшего качества», - сообщает Лев Коломыц.

Владимир Путин в различных выступлениях неоднократно высказался за развитие Дальнего Востока: «В Сибири и на Дальнем Востоке нужно создать сеть территориальных зон опережающего экономического развития, предоставив им ряд льгот. Подчеркну, ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей — подъем Сибири и Дальнего Востока». Это лишь одна из цитат.

Однако, судя по результатам исследования, на Дальнем Востоке местные жители могут просто  «поднять на вилы» переселенцев. Раньше была идеология, люди понимали, что они могут чем-то помочь стране, хотя и «обязаловка» тоже была. Сейчас, чтобы люди потянулись осваивать Дальний Восток, нужны, видимо, мягкая пропаганда и преференции, которые никто никому предоставить (пока) не может.

share
print