В Петербурге продолжается день голосования за губернатора города и депутатов муниципальных округов. Наблюдатели говорят о ряде «особенностей» нынешнего голосования.
По мнению «Наблюдателей Петербурга», нарушения на выборах в этом году не такие жесткие по отношению к наблюдателям и членам избирательных комиссий, нежели это было на последних президентских выборах: членов комиссий с правом решающего голоса уже не задерживает полиция – их «всего лишь» отстраняют от работы.
Однако происходящее все-таки поражает своим разнообразием. Нарушения связаны, в основном, с препятствием работе наблюдателей и членов комиссий. Так, председатели некоторых избиркомов отказываются вскрывать урну, не подписывают документы, не объявляют о количестве досрочно проголосовавших, отказываются принимать уведомления о фото и видеосъемке, не дают знакомиться со списками избирателей.
Ряд избирателей обнаруживает себя проголосовавшими досрочно (УИК №№125, 146, 801, 855, 2182) и заявляют, что их подписи подделаны. Наоборот, родственники тех, кто голосовал досрочно, не обнаруживают отметки об этом в списках (№№169, 1498), что теоретически дает возможность голосовать дважды.
На ряде участков обнаружилось аномальное количество человек, подавших заявление на выездное голосование, вплоть до 10 процентов общего от числа избирателей (№1613). Наблюдатели с участка №55 говорят о том, что ни один автор такого заявления, как оказалось, на самом деле на дому голосовать не собирался и даже не знал о том, что это заявление писал: члены комиссии вернулись с выезда с пустой урной, после чего обратили внимание, что все заявления написаны одной ручкой.
На участке №1834 директор школы лично просматривал списки избирателей и проверял, родители каких учеников проголосовали, а каких нет. На участках №№929, 930 наблюдатели сообщили о поступивших им телефонных звонках одного из кандидатов в муниципалы с призывом подавать заявку на голосование на дому и голосовать за него.
Представители прессы и члены избирательных комиссий оказались отстранены от работы и удалены на участках №№449, 1623, 1797, 2119, 2146 и многих других. Наконец, на участках №№146, 1399, 1643 веб-камеры были не направлены на урны: урны были в лучшем случае видны лишь частично.