Исполнительный директор «Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий» Валерий Жилкин рассказал «МР», как не остаться без турпутевки.
9 сентября приостановил деятельность крупный петербургский туроператор «Солвекс-турне», а 11 сентября - крупнейший российский туроператор «Южный крест», оставив без отдыха 20 тысяч человек. До этого заявили о невозможности исполнять обязательства перед туристами еще семь туристических предприятий города. Что происходит и кому доверить отдых, ведь бархатный сезон только начинается?
Снова обанкротился туроператор, несмотря на постоянные обсуждения проблем турсферы даже на высшем уровне. Что происходит?
Этот год – очень сложный для сферы туризма. Разные факторы наложились друг на друга и дали такой вот эффект «обрушения». Туризм – это очень чувствительная область. Все, что происходит в мире, на него влияет, положительно или отрицательно, от плохой погоды до заявлений политиков.
Вторая причина и главная – туристический рынок сильно «перегрет». На один и тот же маршрут ставят огромное количество перевозок. Получается как в автобусе – если в салоне помещается 30 человек, то 100 уже никак не впихнешь. Если из Петербурга может выехать отдыхать за границу 1 миллион человек, то уже 2 миллиона мы никак не соберем. Но у нас каждый туроператор заявляет количество самолетов такое, что можно закрыть не менее половины петербургского рынка.
Сейчас идешь по городу – через каждые 50 метров объявление: «Турфирма». У меня во дворе три турфирмы. Еще десять лет назад такого не было.
Сейчас очень много факультетов, выпускающих менеджеров по туризму, они выходят и открывают свои турфирмы. А рынок-то не растет в той же пропорции! Поэтому конкуренция, как между туроператорами, так и между турагентствами, огромнейшая. И закрываются и те, и другие. Потому что борьба за туриста идет очень агрессивная…
И прежде всего за счет снижения цен…
Именно. Идет соревнование, у кого меньше цена. Как можно выкручиваться? Практически все туроператоры берут кредиты, ведь надо проплатить авиаперевозки. Это огромные деньги. Если хочешь хорошие цены на отели – также надо проплачивать как можно раньше.
Приходит срок погашения кредита, а у туркомпании еще средств нет, а ведь надо еще проценты, заработную плату выплачивать, аренду, давать рекламу. Зачастую берется новый кредит. При этом никто не может сказать – перекредитует банк или нет, у кого сильнее тот или иной партнер, будет он требовать сейчас плату или подождет еще. Отели, как правило, бронируются в долг. Турагент может и не знать, какова ситуация у туроператора, с которым она сотрудничает.
Остановка работы «Солвекс-турне» может быть связана с тем, что банк не перекредитовал, а также с тем, что им пришлось «закрывать» полетные кресла «Невы», которая, в свою очередь, закрылась, потому что задолжала немыслимую сумму своему партнеру, и он просто начал выселять людей из отелей.

Каждый сезон руководители турпредприятий думают: «Ну наконец-то я вздохну полной грудью и начну работать в прибыль!» Но приходит какой-то новый «игрок», хочет «отжать» половину рынка и готов на это потратить миллионы евро из собственных средств. Снижает цену своих путевок, а остальные пусть как хотят...
Но почему все время отказ от деятельности происходит неожиданно для туристов? Они узнают о проблемах, уже вылетев на отдых!
Нашему русскому человеку склонен оптимизм. Руководитель думает: вот сейчас у меня все не очень хорошо, но завтра ко мне придет толпа туристов, и я сумею выкрутиться. А вдруг какая-то турфирма, но не я, уйдет с рынка? Тогда у меня наладится. Не у всех такая критическая ситуация, но сложная почти у всех.
Поэтому, когда туристы сегодня платят, эти деньги, скорее всего, идут на оплату не его тура, а на оплату того, кто летит завтра.
Все закончится тем, что останутся самые-самые крепкие и зубастые турфирмы, остальные уйдут.
Может быть, есть смысл, выбирая турфирму, обращаться в те компании, которые не берут кредитов, работают с собственными оборотными средствами?
Таких практически нет. Даже если вы добросовестный туроператор, все хотите проплачивать самостоятельно, то рынок вас просто выдавит. Если какая-либо турфирма продает Грецию за 25 тысяч рублей за путевку, а у вас такая же стоит 30 тысяч, то вы прогорите. Вы вынуждены торговать так же, а еще лучше за 24 тысячи.

Если мы посмотрим на иностранные фирмы, которые к нам приходили на рынок, они все уже ушли. Те, которые имеют капитал в некоторых наших турфирмах, по слухам, тоже хотят уйти, потому что они все работают неприбыльно. Была в Петербурге финская фирма «Ауринкоматкат», вложила не один миллион евро на «раскрутку», но так и не дождалась прибыли. Она отработала три года и ушла.
Сейчас ведутся активные консультации по изменению в законах о туризме. Что дельного предлагается?
Да, общественные организации работников туризма, Союз страховщиков, крупные туристические операторы выдвигают различные предложения об изменениях в законе «Об основах туристской деятельности в РФ». Ситуацией заинтересовался и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Но если мы посмотрим на суть предложений, то большинство их направлено на то, чтобы защитить туриста в том случае, когда фирма что-то не проплатила. Но мое мнение – мы должны сделать так, чтобы подобных ситуаций вообще не возникало! Это не проблемы туриста вообще.
В чем у нас сейчас сложность: если та или иная турфирма уходит с рынка, объявляет себя банкротом, то она «сваливает» решение проблемы на страховую компанию, а затем берет новый кредит и организовывает следующую структуру. Ответственности практически никакой!
Мы должны допускать на рынок турфирму, только если у нее есть так называемая «банковская гарантия» – тот объем средств, который заявлен у туроператора, должен быть и в банке. Каждый год банковская гарантия должна продлеваться. Либо компания должна иметь имущество на эту сумму. И тогда глава организации будет понимать, что его здание заберут в случае банкротства.
Сейчас оформляется только «финансовая гарантия» – та сумма, которая будет возмещена туристам, не получившим туруслуги, страховой компанией. Страховой взнос турфирм составляет всего 0,3-0,5 % от нее. В итоге в случае банкротств турфирм страховой бизнес становится убыточным и крайне рискованным.
Уже страховщики отказываются страховать турбизнес. Идет разговор о создании страховых пулов на уровне всей России, все договоры переводить в единый страховой фонд.
Сегодня, ко всему прочему, и сложная политическая ситуация вокруг России. Как это повлияло на сферу в целом?
Очень плохо продаются туры на январские каникулы, люди боятся. Происходит отток туристов от турфирм. Сегодня ты заплатил, а в январе этой турфирмы может уже и не быть. Да еще одни за одной банкротятся фирмы. На этом фоне у нас сократилось количество продаж турпутевок на 40-50 % по сравнению с прошлым годом, причем по всему зарубежному рынку. Зато растут показатели внутреннего туризма, из-за запрета чиновникам выезжать в ряд стран. Это оказалось довольно ощутимым фактором.
Замещение идет с Востока – много едет к нам китайцев, но увеличения тоже нет, на одном уровне с прошлого года.
Все больше туристов предпочитают сами организовывать свой отдых, путешествовать на авто. Тут есть как свои прелести, так и трудности. Одно пожелание: тщательно готовьтесь, продумайте все мелочи. Один поиск парковки в чужой стране может испортить настроение.
Нередко те, кто уже наездился самостоятельно, покупают обычную путевку.
Как сейчас найти надежную турфирму, чтобы отдохнуть без проблем?
Раньше я бы посоветовал искать турфирму, которая долго работает на рынке, зарекомендовавшую себя, с большой базой клиентов. Но все это не играет сегодня никакой роли.
Сейчас надо смотреть, прежде всего, на то, как себя чувствует туроператор. А лучше всего это может понимать непосредственно менеджер, который с ним работает. Как правило, менеджер очень дорожит своей клиентской базой. Поэтому ищите хорошего менеджера.
Второй момент – задержки заработной платы. Если в компании такое есть, это нехороший признак.
Третье – читайте свежие отзывы об отдыхе. Как правило, негативные отклики люди пишут охотно, сообщают обо всех проблемах, что возникли при заселении и так далее.
Будьте бдительны, и тогда отдых оставит только приятные воспоминания.
Исполнительный директор «Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий» Валерий Жилкин рассказал «МР», как не остаться без турпутевки.
9 сентября приостановил деятельность крупный петербургский туроператор «Солвекс-турне», а 11 сентября - крупнейший российский туроператор «Южный крест», оставив без отдыха 20 тысяч человек. До этого заявили о невозможности исполнять обязательства перед туристами еще семь туристических предприятий города. Что происходит и кому доверить отдых, ведь бархатный сезон только начинается?
Снова обанкротился туроператор, несмотря на постоянные обсуждения проблем турсферы даже на высшем уровне. Что происходит?
Этот год – очень сложный для сферы туризма. Разные факторы наложились друг на друга и дали такой вот эффект «обрушения». Туризм – это очень чувствительная область. Все, что происходит в мире, на него влияет, положительно или отрицательно, от плохой погоды до заявлений политиков.
Вторая причина и главная – туристический рынок сильно «перегрет». На один и тот же маршрут ставят огромное количество перевозок. Получается как в автобусе – если в салоне помещается 30 человек, то 100 уже никак не впихнешь. Если из Петербурга может выехать отдыхать за границу 1 миллион человек, то уже 2 миллиона мы никак не соберем. Но у нас каждый туроператор заявляет количество самолетов такое, что можно закрыть не менее половины петербургского рынка.
Сейчас идешь по городу – через каждые 50 метров объявление: «Турфирма». У меня во дворе три турфирмы. Еще десять лет назад такого не было.
Сейчас очень много факультетов, выпускающих менеджеров по туризму, они выходят и открывают свои турфирмы. А рынок-то не растет в той же пропорции! Поэтому конкуренция, как между туроператорами, так и между турагентствами, огромнейшая. И закрываются и те, и другие. Потому что борьба за туриста идет очень агрессивная…
И прежде всего за счет снижения цен…
Именно. Идет соревнование, у кого меньше цена. Как можно выкручиваться? Практически все туроператоры берут кредиты, ведь надо проплатить авиаперевозки. Это огромные деньги. Если хочешь хорошие цены на отели – также надо проплачивать как можно раньше.
Приходит срок погашения кредита, а у туркомпании еще средств нет, а ведь надо еще проценты, заработную плату выплачивать, аренду, давать рекламу. Зачастую берется новый кредит. При этом никто не может сказать – перекредитует банк или нет, у кого сильнее тот или иной партнер, будет он требовать сейчас плату или подождет еще. Отели, как правило, бронируются в долг. Турагент может и не знать, какова ситуация у туроператора, с которым она сотрудничает.
Остановка работы «Солвекс-турне» может быть связана с тем, что банк не перекредитовал, а также с тем, что им пришлось «закрывать» полетные кресла «Невы», которая, в свою очередь, закрылась, потому что задолжала немыслимую сумму своему партнеру, и он просто начал выселять людей из отелей.

Каждый сезон руководители турпредприятий думают: «Ну наконец-то я вздохну полной грудью и начну работать в прибыль!» Но приходит какой-то новый «игрок», хочет «отжать» половину рынка и готов на это потратить миллионы евро из собственных средств. Снижает цену своих путевок, а остальные пусть как хотят...
Но почему все время отказ от деятельности происходит неожиданно для туристов? Они узнают о проблемах, уже вылетев на отдых!
Нашему русскому человеку склонен оптимизм. Руководитель думает: вот сейчас у меня все не очень хорошо, но завтра ко мне придет толпа туристов, и я сумею выкрутиться. А вдруг какая-то турфирма, но не я, уйдет с рынка? Тогда у меня наладится. Не у всех такая критическая ситуация, но сложная почти у всех.
Поэтому, когда туристы сегодня платят, эти деньги, скорее всего, идут на оплату не его тура, а на оплату того, кто летит завтра.
Все закончится тем, что останутся самые-самые крепкие и зубастые турфирмы, остальные уйдут.
Может быть, есть смысл, выбирая турфирму, обращаться в те компании, которые не берут кредитов, работают с собственными оборотными средствами?
Таких практически нет. Даже если вы добросовестный туроператор, все хотите проплачивать самостоятельно, то рынок вас просто выдавит. Если какая-либо турфирма продает Грецию за 25 тысяч рублей за путевку, а у вас такая же стоит 30 тысяч, то вы прогорите. Вы вынуждены торговать так же, а еще лучше за 24 тысячи.

Если мы посмотрим на иностранные фирмы, которые к нам приходили на рынок, они все уже ушли. Те, которые имеют капитал в некоторых наших турфирмах, по слухам, тоже хотят уйти, потому что они все работают неприбыльно. Была в Петербурге финская фирма «Ауринкоматкат», вложила не один миллион евро на «раскрутку», но так и не дождалась прибыли. Она отработала три года и ушла.
Сейчас ведутся активные консультации по изменению в законах о туризме. Что дельного предлагается?
Да, общественные организации работников туризма, Союз страховщиков, крупные туристические операторы выдвигают различные предложения об изменениях в законе «Об основах туристской деятельности в РФ». Ситуацией заинтересовался и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Но если мы посмотрим на суть предложений, то большинство их направлено на то, чтобы защитить туриста в том случае, когда фирма что-то не проплатила. Но мое мнение – мы должны сделать так, чтобы подобных ситуаций вообще не возникало! Это не проблемы туриста вообще.
В чем у нас сейчас сложность: если та или иная турфирма уходит с рынка, объявляет себя банкротом, то она «сваливает» решение проблемы на страховую компанию, а затем берет новый кредит и организовывает следующую структуру. Ответственности практически никакой!
Мы должны допускать на рынок турфирму, только если у нее есть так называемая «банковская гарантия» – тот объем средств, который заявлен у туроператора, должен быть и в банке. Каждый год банковская гарантия должна продлеваться. Либо компания должна иметь имущество на эту сумму. И тогда глава организации будет понимать, что его здание заберут в случае банкротства.
Сейчас оформляется только «финансовая гарантия» – та сумма, которая будет возмещена туристам, не получившим туруслуги, страховой компанией. Страховой взнос турфирм составляет всего 0,3-0,5 % от нее. В итоге в случае банкротств турфирм страховой бизнес становится убыточным и крайне рискованным.
Уже страховщики отказываются страховать турбизнес. Идет разговор о создании страховых пулов на уровне всей России, все договоры переводить в единый страховой фонд.
Сегодня, ко всему прочему, и сложная политическая ситуация вокруг России. Как это повлияло на сферу в целом?
Очень плохо продаются туры на январские каникулы, люди боятся. Происходит отток туристов от турфирм. Сегодня ты заплатил, а в январе этой турфирмы может уже и не быть. Да еще одни за одной банкротятся фирмы. На этом фоне у нас сократилось количество продаж турпутевок на 40-50 % по сравнению с прошлым годом, причем по всему зарубежному рынку. Зато растут показатели внутреннего туризма, из-за запрета чиновникам выезжать в ряд стран. Это оказалось довольно ощутимым фактором.
Замещение идет с Востока – много едет к нам китайцев, но увеличения тоже нет, на одном уровне с прошлого года.
Все больше туристов предпочитают сами организовывать свой отдых, путешествовать на авто. Тут есть как свои прелести, так и трудности. Одно пожелание: тщательно готовьтесь, продумайте все мелочи. Один поиск парковки в чужой стране может испортить настроение.
Нередко те, кто уже наездился самостоятельно, покупают обычную путевку.
Как сейчас найти надежную турфирму, чтобы отдохнуть без проблем?
Раньше я бы посоветовал искать турфирму, которая долго работает на рынке, зарекомендовавшую себя, с большой базой клиентов. Но все это не играет сегодня никакой роли.
Сейчас надо смотреть, прежде всего, на то, как себя чувствует туроператор. А лучше всего это может понимать непосредственно менеджер, который с ним работает. Как правило, менеджер очень дорожит своей клиентской базой. Поэтому ищите хорошего менеджера.
Второй момент – задержки заработной платы. Если в компании такое есть, это нехороший признак.
Третье – читайте свежие отзывы об отдыхе. Как правило, негативные отклики люди пишут охотно, сообщают обо всех проблемах, что возникли при заселении и так далее.
Будьте бдительны, и тогда отдых оставит только приятные воспоминания.