Художник Ладо Дарахвелидзе сделал живой снимок современного рынка и онлайн-памятник убитым мигрантам в рамках Манифеста 10.
В Картинном зале Витебского вокзала два дня стоял запах свежих овощей и острых специй. Здесь в рамках публичной программы Манифеста 10 проходил перфоманс Ладо Дарахвелидзе под названием «Трансформеры Санкт-Петербурга». Трансформерами художник называет всех, кто вынужден приспосабливаться и примерять на себя чужую роль: водителей, которые подрабатывают таксистами и становятся случайными «гидами» для гостей города и мигрантов; самих мигрантов, которые через рынки и кафе национальной кухни встраиваются в ритм большого чужого города; да и всех горожан, которым ничего не остается, кроме как не отставать в ежедневной гонке.
Фото: Анна Груздева
Ладо Дарахвелидзе рассказал «МР» о своих наблюдениях в Петербурге и об онлайн-памятнике погибшим в межнациональных конфликтах:
- Что поразило вас в Петербурге?
- Я искал места - центры жизни мигрантов - пользуясь неофициальным такси. Я даже придумал инструкцию - как поймать такси в Петербурге. В числе других там есть такой пункт: «Не удивляйтесь, если на красном свете прохожий всучит вам листок с рекламой нескромного характера». Меня это поразило. У вас в городе проституция как бы нелегальна, но она везде. Я шесть лет живу в Голландии (переехал из Тбилиси после русско-грузинской войны). В Амстердаме специально для этого есть Квартал красных фонарей, а .у вас - реклама на улицах, какие-то сауны, салоны… Мне несколько раз давали такую рекламу, предлагали зайти куда-то: смотрят, мужчина с бородой, значит, ему нужны проститутки.
- Какие места вы исследовали?
- Это местные рынки, грузинские рестораны и все места, где выстраиваются живые отношения между мигрантами и местным населением. Кроме того, здесь есть точки, знать о которых нужно самим мигрантам: например, школа русского языка для детей мигрантов на 7-й Красноармейской улице. Дом национальностей на Моховой. Я обращал внимание и на места проведения митингов на площади Ленина, на Марсовом поле, на Малой Конюшенной.
- Какое впечатление произвели на вас рынки?
- Ваши рынки очень красивые, я изучал их историю. Они часто упоминаются в русской литературе. Рассказ Хармса «Вываливающиеся старухи» я даже включил в свою карту. Культура рынков, к сожалению, сейчас приходит в упадок: люди теперь предпочитают супермаркеты.
В первый раз, когда я пришел на рынок, мне стало весело. Я увидел людей из Абхазии и Грузии, Армении и Азербайджана, которые работают вместе. Такая постсоветская идиллия. Но потом я поговорил с исследователями и активистами, который занимаются проблемами мигрантов, и понял, что не все так радужно. Мигранты разных национальностей вынуждены объединяться, потому что их положение крайне неустойчиво; повсеместная коррупция делает их беззащитными.
- Энергия рынков - мирная или опасная?
- Я был лишь наблюдателем и не почувствовал никакой агрессии. Но я знаю, что идет скрытая борьба, что проходят «Русские марши»... Эти неонацисты ведут войну с фруктами! Они рассыпают их, давят, убивают… Я бы хотел остановить мгновение, чтобы они посмотрели на женщин-торговок и на сами фрукты. Может, в суете они не успевают подумать о том, что творят. Для своего перфоманса я приглашал настоящих мигранток с рынка, но они отказались - нет времени. А даже если есть, сказали, что нужно просить разрешения у мужей.
Я узнал о людях, которые были убиты на улице только за то, что у них неславянская внешность. Например, как у меня: черная борода, большой нос. В Петербурге я то и дело встречаю настороженные взгляды. Горожане пытаются понять: кто я такой, откуда приехал? В Грузии, в Голландии, в Англии никого это не интересует.
Так появилась идея сайта, который станет онлайн-памятником жертвам конфликтов: тех, кто был убит за внешность или погиб в драках мигрантов. Transformers-stpetersburg.com - cвоеобразная энциклопедия, посвященная проблеме отношений с мигрантами. Там есть карта, где указаны места убийств и истории. Я использовал рисунок, чтобы восстановить произошедшее. Пусть горожане присылают известные им истории на эту тему.