Истории

Социологи нарисовали портрет молодого российского патриота

Ученые сравнили воспитание у нас и у европейской молодежи и выяснили, кто и почему больше любит Родину.

Политика - дело стариков?

Как воспитывают патриотизм у современной российской молодежи — мы наблюдаем уже несколько лет. Кому-то это нравится: создание единого учебника по истории, клеймение европейских праздников и традиций, прокремлевские движения... Кто-то наоборот — возражает.

Социологи из Центра молодежных исследований НИУ Высшая школа экономики - Петербург поучаствовали в глобальном, вернее, всеевропейском исследовании молодежных течений. Основной итог таков: если в Германии политические протесты — удел молодежи, и на паренька, заявляющего, что «моя хата с краю», будут смотреть с пренебрежением, то в России все наоборот. Интерес к политике, как считается еще с советских времен — это занятие для стариков, которые уже выстроили свою жизнь.

Но все же у нас есть политические движения, как есть они в других странах. В исследовании принимали участие 14 стран – Прибалтика, Скандинавия, Германия, Великобритания, Испания, Португалия, Греция, Россия и Грузия. Сразу стало очевидно, что нас с ними объединяет — отношение ко 2-й Мировой войне, к которой ни в одной из стран не относятся равнодушно. Даже в Испании и Португалии, где никаких боевых действий не велось.

Если во Франции политические протесты — удел молодежи, и на паренька, заявляющего, что «моя хата с краю», будут смотреть с пренебрежением, то в России все наоборот. Интерес к политике, как считается еще с советских времен — это занятие для стариков, которые уже выстроили свою жизнь

В России в качестве репрезентативной группы выбрали молодежь из Петербурга (Купчино) и из Выборга. Работали, впрочем, не только с молодежью, но и с их родителями и с бабушками: им не только раздавали анкеты, но проводили глубинные интервью. Выяснилось, кстати, что бабушек-дедушек молодые люди почитают больше, чем мам и пап, да и воспоминания у них поярче. Потому что первые относятся к поколению созидателей, их эпоха была связана с победами — если не в Великой отечественной войны (это было раньше), то в космосе, на целине. А родителям достались — застой и провальные 90-е.

Впрочем, некоторые молодые люди умудряются гордиться своими предками, ничего о них не зная. Как следует из фрагментов интервью, современные девушки больше озабочены проблемой дорогого телефона или красивого платья на выпускной. Они не знают старых советских фильмов, даже известных комедий. Услышав мем «спортсменка, комсомолка и красавица», представляют, по их собственному признанию, девку в странной одежде, с простой прической и получающей продукты по карточкам. Такая вот мешанина из образов времен войны, застоя и оттепели. Кстати, про «оттепель» они знают только, что это был такой сериал.

Поколение Крыма

«Проблематично формировать идентичность 16-летнего юноши на победах 70-летней давности, - отметила директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко. - Поколением принято считать тех, кто пережил вместе историческое событие. Было поколение войны, космоса, а нынешнее будет — поколение Крыма? Молодым самим трудно осознать, в какое время они живут, а от них к тому же требуют высокого уровня лояльности».

Итак, две основных культуры современных подростков — витальность (предпочитают стоять в стороне) и презентизм — живут сегодняшним днем.

В опросе: гордитесь ли вы своим гражданством — россияне отнюдь не лидируют, а находятся во 2-й половине списка. То есть наши в своей гордости здорово отстают от грузин, финнов и датчан, но все же опережают испанцев, латышей и осси (восточных немцев). Но это не значит, что русские не гордятся своей национальностью. Вообще социологам известно два типа национализма: этнический и гражданский (последний подразумевает объединение через согласие и договор. Нетрудно догадаться, что, чем лучше страна развита в экономическом отношении, чем выше местный ВВП, тем меньше значения придается этническому национализму. Соответственно, из всех городов, поддерживающих этническую модель, Выборг оказался на первом месте, Петербург (то есть купчинские ребята) — тоже в первой пятерке. На последнем — молодежь из латышских, испанских, восточногерманских и датских городов.

Зона ответственности молодых россиян ограничивается их личной жизнью, планами на будущее: сами они считают, что политика – грязное дело (или развлечение для стариков), но те, кто поумнее, признают, что их просто недостаточно хорошо информируют для того, чтобы возник интерес к политической жизни.

Но до чего же слабые результаты показывают те же молодые люди, когда требуется продемонстрировать знание лидеров своей страны и политической ситуации. Главу правительства знают 71 процент юных выборжан и 91 процент купчинцев. Министра иностранных дел и вовсе — 59 и 48 процентов. Четверть жителей Выборга не знают, как называется партия власти. Зона ответственности молодых россиян ограничивается их личной жизнью, планами на будущее: сами они считают, что политика – грязное дело (или развлечение для стариков), но те, кто поумнее, признают, что их просто недостаточно хорошо информируют для того, чтобы возник интерес к политической жизни.

По словам Омельченко, типичный респондент довольно часто демонстрировал различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Скажем, называл себя демократом, но очень скоро, в ходе того же разговора, утверждал, что России нужна твердая рука. Он мог быть либертарианцем в экономике и государственником в политике.

share
print