В Петербурге на Свердловской набережной открылся Упсала-парк
Вообразите парк, где на зеленой лужайке мамы и бабушки вяжут один длинный красочный шарф, пока дети учатся жонглировать. А еще рядом на траве лежит много телефонов, в которых записаны стихи на «разноцветные» темы. Берешь трубку и слушаешь Чуковского или Бродского… А можно полежать в шезлонгах, качающихся на обручах. Или помастерить что-нибудь с художниками под розовым тентом. Можно покормить белок или почитать с ребенком книжку.
Это чудо-место открылось по адресу – Свердловская набережная, 44. Называется Упсала-парк. А живет в Упсала-парке Упсала-цирк. Вообще, цирк тут в парке или парк в цирке, осталось загадкой, но всему этому сумасбродству отданы шесть гектаров бизнес-квартала «Полюстрово».
Хулиганам здесь место
Упсала-цирк – это цирковой проект для ребят из групп социального риска. Тут же, в парке, стоит их круглый каменный шатер.
«Мы так и говорим: мы – цирк для хулиганов, всех экстремалов и гиперактивных – к нам!» – говорит Лариса Афанасьева, художественный руководитель проекта.
Выступления Упсала-цирка уже видели многие петербуржцы на городских фестивалях и праздниках. Знают его и за границей, за 15 лет жизни цирк «дохулиганил» до туров по Европе, выступлений в Германии, Бельгии, Франции. Недавно артистов пригласили на цирковое биеннале в Марсель!
Свой Дом, настоящий стационарный цирк-шапито, рядом с Екатерининской купальней на территории бизнес-парка, у них появился только в прошлом году. А 17 мая этого года, в Ночь музеев, состоялось открытие по соседству и Упсала-Парка – нового зеленого пространства для семейного отдыха.
- Мы не развлекаем зрителей клоунами с красными носами. Мы не разрешаем здесь пить пиво и жарить шашлыки. Здесь не орет музыка. Это совершенно другая концепция: взрослые и дети объединяются в какие-то общие, яркие, нестандартные истории, – объясняет Лариса.
Да, кто хочет, действительно вяжет огромный шарф – зимой он согреет шатер. А кто хочет – валяется в шезлонгах или слушает стихи в телефонах. Каждую субботу на полянах и лужайках проводится разное неприкрытое дурачество и безобразное веселье – то Цветной карнавал с участием Вячеслава Полунина, то Мультипикник, то Поляна игр, то и вовсе Зоммерфест, а еще тематические праздники и мастер-классы. И, конечно, каждый может поучиться цирковому искусству.
Это же просто – поставить стол!
В парке есть все необходимое для инвалидов, кабины для мам, где можно перепеленать и покормить малыша, фудкорт со здоровой, натуральной едой, дизайнерские умывальники.
- А вот этот длинный стол – моя давняя мечта, – показывает Лариса на огромный стол из неотесанных досок, покрытый оргстеклом. – У нас во дворе, когда я была маленькая, такой стол сколотил сосед. И атмосфера сразу поменялась – все выходили, начинали играть в лото… Это же просто – поставить стол! Мы приглашаем по субботам «инфицированных» творчеством людей, наливаем чай, кто-то приносит варенье, печенье. И мы слушаем их рассказы о жизни и о профессии.
Мы не развлекаем зрителей клоунами с красными носами. Мы не разрешаем здесь пить пиво и жарить шашлыки. Здесь не орет музыка. Это совершенно другая концепция: взрослые и дети объединяются в какие-то общие, яркие, нестандартные истории
Есть здесь и библиотека от издательства «Поляндрия» – книги можно почитать тут же на травке, а можно и купить. А еще в вольере живут белки, в пруду – утки и черные лебеди, строится понтон, на котором Упсала-цирк покажет свой новый спектакль, и плавает огромная и деревянная Утка в клоунском колпаке, созданная мастерами Мариинского театра, – здешний символ и талисман.
Невозможное возможно
Труппа составляет порядка 50 ребят: основная группа, группа «наблюдателей» (начинающие) и группа для ребят с ограниченными возможностями. Они приходят сюда ежедневно. Старшая группа репетирует новый спектакль, тренировки по 6-7 часов в день. А также существует совместный проект с закрытой спецшколой № 1 – три раза в неделю тренеры Упсала-цирка навещают мальчиков, совершивших правонарушения.
Все началось 15 лет назад, когда Астрид Шорн, тогда студентка Берлинского университета, будущий социальный педагог, приехала в Петербург по заданию своего преподавателя – «отправиться в какую-то страну и сделать свой проект».
Работы для социального педагога у нас было хоть отбавляй – уличные дети в изобилии жили в подвалах. Сначала Астрид загорелась идеей театра. Но, увидев группу хамоватых шалопаев с Невского проспекта, от идеи отказалась. Тогда она достала три мяча и стала жонглировать. И по реакции беспризорников поняла – вот оно!
Так цирк с его идеей яркости, возможности экстрима и самопрезентации начал делать невозможное – вытаскивать ребят с самого дна.
Из первого набора артистов уже многие поступили в вузы. Три выпускника поедут на стажировку в Париж. Кто-то уже работает в цирке в Китае, кто-то обзавелся семьей. Многие выбрали для себя педагогику и уже работают с детьми. Эти дороги когда-то казались им несбыточной мечтой.
По-прежнему не ведется никакого особого отбора детей – берут всех, кто захочет. Задача тренера – в каждом увидеть индивидуальные возможности. Тренеры приходят в обычные коррекционные школы и говорят: «Уважаемые друзья! Упсала-цирк – самый лучший детский цирк в России! В вашей школе объявляется набор будущих цирковых артистов!» А дальше – выбор за каждым.
Метаморфозы
Помогают сегодняшнему Упсала-миру несколько спонсоров – управляющая компания «Теорема» (на ее территории и раскинулся парк), молочная компания «Лосево», издательство «Поляндрия» и другие. Стихи в телефонах – проект радио «Нева».
- Наверное, Игорь Михайлович Водопьянов, глава компании «Теорема», мог бы обойтись и без детского цирка, и без лебедей в пруду, и без парка. Но зачем-то ему это нужно, – комментирует Лариса. – Сначала он пришел на спектакль, решил поддержать наши небольшие проекты. Потом с его помощью появился синий шатер на берегу пруда. А потом, увидев, что мы тут вытворяем, помог создать целый парк.
Офисные сотрудники местных деловых зданий в первые дни с опаской поглядывали на детский цирк, да еще для «трудных» подростков, у себя под окнами. Зато сейчас многие находят минутку, чтобы, ослабив галстук, здесь, как в детстве, покидать мячи. Ведь всем хочется хоть немножко побыть хулиганами.