Накануне 200- летнего юбилея великого поэта градозащитники просят власти увековечить его память в здании на Садовой, 61.
Гостиница без поэта
«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!»
Говорят, что именно за эти строки, написанные на смерть поэта Александра Пушкина в доме на Садовой 61, Михаила Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ. О том, чтобы создать на этом месте дом-музей, говорили еще в 2004 году, когда отмечали 190-летие со дня его рождения. Осенью 2014 года в России торжественно отпразднуют 200- летний юбилей великого писателя и поэта. В доме на Садовой 61 он жил с 1836 -1837 годов, снимал квартиру для своей бабушки. Здесь он написал поэмы «Смерть поэта» и «Бородино». Осенью 1836 года Лермонтов работал тут над романом «Княгиня Лиговская», написал «Два брата», «Боярин Орша», начал работу над «Демоном». Здесь же узнал подробности дуэли и смерти Пушкина.
Однако музея до сих пор нет. Сейчас полуразрушенное здание хотят переоборудовать в гостиницу для артистов Мариинского театра, оставив небольшое помещение для культурного центра. Градозащитники опасаются, что для Лермонтова останется лишь 50-метровая комната и настаивают, что Петербургу необходимо воссоздать квартиру поэта. Свое возмущение инициативная группа активистов высказала в открытом письме руководителям Пушкинского Дома, где по иронии судьбы хранится большая часть экспонатов и вещей, принадлежавших Михаилу Юрьевичу. Поклонники его творчества просят предоставить часть коллекции в распоряжение будущего музея. Пушкинский Дом пока сотрудничать с активистами отказывается.
«В Петербурге нет ни одного музея Михаила Лермонтова, - возмущается градозащитник, одна из авторов обращения Дарья Васильева - Дом, где он жил и творил, сейчас разрушается. Пушкинский дом не хочет участвовать в создании музея, ссылаясь на закон о не делении коллекций. Но ведь эти коллекции не в его собственности, они всего лишь переданы на хранение Пушкинского Дома. Для музея хотят выделить всего 50 метров, но это неправильно. Мы добиваемся, чтобы музеем стала квартира, а не одна комната».
Активисты уже не первый год проводят пикеты и читают стихи у полуразрушенного здания в надежде, что их услышат.
«Нас и местные жители поддерживают, вот только власти и Пушкинский Дом слушать не хочет! Учреждение культуры теоретически должно быть носителем благородства и добра, а ведёт себя столь некрасивым образом. Отношение Пушкинского дома к Лермонтовскому дому на Садовой — отношение к конкуренту, представляющему угрозу собранию вещей поэта. По нашему мнению, музей — не место для конкурентной борьбы», - эмоционально добавляют поклонники творчества поэта.
Защитники Лермонтовского дома подчеркнули, что не настаивают на передаче в будущий музей (или культурный центр) Лермонтова обязательно оригинальных вещей поэта. В обращении говорится возможном создании копий с оригиналов.
Нет плана - нет разговора
В Комитете по культуре Смольного активистам сообщили, что дом по улице Садовая, д.61 литера А - объект культурного наследия регионального значения. Сейчас его хотят передать в федеральную собственность и передать на баланс Мариинскому театру. Затем власти обещают подумать о создании музея Михаила Лермонтова. Правда, каков будет этот музей, власти пока не уточняют.
В самом Пушкинском Доме к претензиям активистов отнеслись скептически, предложив им сначала создать план или проект будущего музея, а уж потом и вещи просить.
«Пушкинский Дом открыт для сотрудничества, но на данный момент обсуждать нечего, - рассказала «МР» специалист по связям с общественностью Пушкинского Дома Дарья Осинская. - Нет плана, идеи или концепции будущего музея. Какие вещи планируется выставить, что это будет за музей? Мемориальный музей-квартира или музей творчества? И потом, не совсем понятно, кто этот музей будет создавать. Пока это просто инициативная группа граждан. Поэтому можно сказать, что мы делим шкуру неубитого медведя. Пушкинский Дом сотрудничает со многими музеями, участвует в большом количестве выставок, и чем больше будет у нас возможностей представлять свои фонды, тем лучше. К тому же необязательно всё «забрать и поделить», можно, к примеру, рисунки и рукописи выставлять в копиях, или размещать там временные выставки наших фондов».
Необходимость создания музея великого поэта очевидна, вот только вряд ли полуразрушенное здание успеют отреставрировать к юбилею, который пройдет меньше чем через полгода.