Истории

Самый маленький музей Петербурга

Музей-квартира Михаила Зощенко считается самым маленьким музеем города на Неве. Экспозиция биографическая – письма, фотографии, газетные и книжные публикации, наградное оружие и ордена.

Коротенький Чебоксарский переулок соединяет Малую Конюшенную улицу и канал Грибоедова. Прямо посредине – ворота, ведущие во внутренний двор большого старинного дома, имеющего, в свою очередь, двойную нумерацию: наб. канала Грибоедова, 9 и Малая Конюшенная, 4/2. Ворота заперты, но рядом неприметная кнопка с надписью «Музей Зощенко». Нажимаете – вам открывают, проходите во двор, затем налево – обычный «тыловой» подъезд, переговорник – затем подымаетесь на третий этаж, где 119 квартира – и вы на месте: добро пожаловать в самый маленький петербургский музей с длинным, однако, именем: «Государственный литературный музей "ХХ век"», и называемый обычно «Музеем Зощенко».

Экспозиция биографическая – письма, фотографии, газетные и книжные публикации, наградное оружие и ордена (Зощенко, как известно, был храбрым офицером Первой мировой, дослужился до капитана и до того, как получил отравление газами в 1916 году, успел стать кавалером четырех боевых орденов)

По своему типу - это  мемориальный музей, то есть музей-квартира. Двухкомнатная, небольшая – затравленный советской властью писатель провел в ней свои последние годы - с 1955 по 1958. Впервые же в это здание на канале Грибоедова Михаил Михайлович вселился еще в 1934 году, когда вновь надстроенные этажи бывшего дома Придворного оркестра были отданы на кооперативных началах ленинградским писателям. (Едва ли не первый в СССР жилищный кооператив.)

фото: Сергей Ермохин

В этом «писательском недоскребе», как его тогда называли, в разное время жили Н.Заболоцкий, В. Каверин, Б.Корнилов, Н.Олейников, Вс. Рождественский, М.Слонимский, Б.Томашевский, О. Форш, Е. Шварц, И. Соколов-Микитов, Ю. Герман и другие известные деятели культуры нашего города. Кто-то из потомков тех давних пайщиков до сих пор проживает на Грибоедова, 9 – благодаря их помощи, в один из «всемирных дней музеев» сотрудникам музея Зощенко удалось организовать уникальную экскурсию по дому с рассказами о многих его замечательных обитателях. Фактически «Музей Зощенко» является в значительной степени музеем писательского дома – в его фондах немало материалов о знаменитых жильцах, им посвящаются мероприятия музея, их портреты размещены на постоянной экспозиции, а в планах администрации – организация новых, в том числе и регулярных акций, посвященных дому как таковому, а не одному лишь Зощенко.

Особенностью экспозиции или, если угодно, основной рекомендацией к ее осмотру, является то, что экспонаты следует прочесть. Это не сложно: почерк Зощенко вполне разборчив, экземпляры печатных изданий в хорошей сохранности – но только прочитав размещенное на витринах, вы сможете получить сильное и в чем-то уникальное впечатление о прошедших эпохах

Что касается основной экспозиции, то она состоит из двух частей. Первая – это зафиксированный интерьер комнаты писателя, состоящий из подлинных предметов, аскетичный, даже суровый, однако, вполне передающий дух времени – 50-х годов XX века. Вторая часть – комната с традиционными витринами и экспонатами внутри витрин. Экспозиция биографическая – письма, фотографии, газетные и книжные публикации, наградное оружие и ордена (Зощенко, как известно, был храбрым офицером Первой мировой, дослужился до капитана и до того, как получил отравление газами в 1916 году, успел стать кавалером четырех боевых орденов). В музее постоянно присутствует экскурсовод, легкодоступный для вопросов любого рода – но, в принципе, можно обойтись и без его помощи, ознакомившись с представленным самостоятельно.

фото: Сергей Ермохин

Пожалуй, особенностью экспозиции или, если угодно, основной рекомендацией к ее осмотру, является то, что экспонаты следует прочесть. Это не сложно: почерк Зощенко вполне разборчив, экземпляры печатных изданий в хорошей сохранности – но только прочитав размещенное на витринах, вы сможете получить сильное и в чем-то уникальное впечатление о прошедших эпохах. Каждая из них заговорит своими голосами – когда переплетающимися, когда расходящимися в стороны. Официальным, подобно голосу ждановского «Постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград"», или голосом частных писем писателя. Собственно, в этом, наверное, и состоит заслуга создателей экспозиции – в выборе подходящих текстовых документов и правильной последовательности их размещения. Недаром ведь этот музей называется «литературным».

фото: Сергей Ермохин
 

share
print