В Петербурге процветает новый вид активизма: потребительский. Общественники устраивают проверки в небольших магазинах, а если что не так – вызывают полицию. Чем опасны магазины-нелегалы и почему их так много?
Сообщения, что где-нибудь в Петербурге закрыли магазин, нелегально торговавший алкоголем, приходят чуть ли не каждый день. О борьбе с полулегальными общепитами и продуктовыми магазинами отчитываются и полиция, и прокуратура, и общественные организации типа «Обпотребнадзора» и «Честного Петербурга». Предприниматели в свою очередь обвиняют активистов в вымогательстве: якобы те требуют 30 тысяч рублей за необращение в полицию или действуют в угоду крупным сетевым магазинам. Как бы то ни было, закон строго регулирует продажу алкоголя, а у общественников есть полное право осуществлять функции «надзорных органов».
По словам Алексея Цветкова из общественного движения «Обпотребнадзор», большинство владельцев небольших магазинов торгуют алкоголем без лицензии и покупают его на подпольных разливных. «В России действует алкогольная монополия государства, а все эти маленькие заводики ее нарушают, – рассказывает юрист. – За качество там просто некому отвечать. Такой алкоголь опасен для здоровья человека, а оно у нас одно: пара глотков может привести к параличу почек и остановке дыхания.
– Из чего становится понятно, что магазин нарушает закон?
– Подозрительные точки видны сразу: висит большая вывеска «продукты», а на дверях и в уголке потребителя (если он вообще есть) не указано ни время работы, ни название организации, ни ее реквизиты, ни фамилия директора... Всю эту информацию нам обязаны предоставлять по закону «О защите прав потребителей». Это первое нарушение, которое заставляет нас пристальнее всмотреться в магазин.
Далее следует обратить внимание, есть ли в магазине касса. Если нет – это прямое нарушение закона «О регулировании производства и оборота алкогольной продукции». Весь товар подлежит, во-первых, сертификации, во-вторых, он продается на основании лицензии и только с применением кассового аппарата. Никакие другие чеки, кроме кассовых, не подходят. Индивидуальным предпринимателям запрещено торговать алкоголем.
Наконец, следует обратить внимание на продавца. Он должен быть опрятно одет, в униформе. В магазинах, которые торгуют левым алкоголем, такое редко встретишь.
Данные о первом нарушении зачастую не передаются в районную администрацию. Получается циркуляция паленого алкоголя: магазин – склад, магазин – склад и так далее.
– Что обычно происходит после вашего визита?
– Бывает по-разному. На улице Костюшко (Московский район) стояли железные контейнеры с надписью «шиномонтаж». Мы попросили разрешительные документы, нам ответили: «Не вопрос, только через два дня, когда хозяин вернется». Мы пошли людям навстречу, пришли через два дня... а там уже никого нет! Ни шиномонтажа, ни вагончиков.
Противоположный случай: торговля фруктами - у продавщицы из Таджикистана просроченный вид на жительство, просроченное разрешение на работу в России. Приезжает дежурный по городу, оформляет все нарушения. Говорят: будем закрывать. Через несколько дней приезжаю – они как работали, так и работают. Я себе в документах так и записал про эту точку: крыша участкового.
Знаете что самое интересное? Почему у нас так в наглую торгуют левым алкоголем? В полиции есть специальный отдел по изъятию контрафактного алкоголя. Они приезжают по вызову, переписывают скрупулезно каждую бутылочку, на это уходит часа три. Вывозят алкоголь на склад. Потом суд выписывает продавцу 5 тысяч рублей штрафа и возвращает ему весь товар! У нас только за повторное нарушение предполагается штраф в 400 тысяч рублей, но данные о первом нарушении зачастую не передаются в районную администрацию. Получается циркуляция паленого алкоголя: магазин – склад, магазин – склад и так далее.
В 2013 году движение «Честный Петербург» обратилось в полицию с запросом: сколько протоколов составлено против нелегальных бизнесменов. Ответ был такой: за семь месяцев – 8 473 протокола по статье 44 закона «Об административных правонарушениях» (продажа товаров в неустановленных местах), 285 протоколов по статье 29 КоАП (размещение, хранение материалов, сырья, продукции, товаров, тары, механизмов, оборудования вне установленных мест) и 2 016 протоколов по статье 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации).