Истории

Дефектология русской жизни: что делать, если вы купили некачественную вещь

Покупатели регулярно сталкиваются с дефектами товаров - причем уже после покупки. Неприятно обнаружить «кота в мешке», особенно когда за покупку выложена круглая сумма. Откуда появляется некачественный товар, где чаще всего встречаются дефекты и как себя с ними вести?

Кто виноват?

«Недавно купила себе кожаную обувь. Приличные светло-коричневые ботинки, пусть на распродаже, но в довольно дорогом магазине. Стоило поносить буквально несколько дней - и на обуви стали появляться пятна. Это значит, что кожа некачественная или ненастоящая? Подскажите, как определить хорошую кожаную обувь заранее, до покупки», – пишет Н. на одном из популярных в интернете форумов, посвященном бракованным товарам.

«Здесь речь идет не о дефекте кожи, – объясняет эксперт-материаловед Дарина Красноборова. – В кожаной обуви чаще всего дефектов нет. В данном случае это дефект покраски: вышел на улицу, попал под дождичек и все. Как проверить, хорошо ли покрашена обувь? Берется сухая салфеточка, обувь трется в одном месте; затем влажная – смотрите, есть ли следы. Если есть понятно, то такую обувь брать не стоит».

Дарина – сотрудник «Городского учреждения судебной экспертизы». Здесь всевозможные дефекты, подделки и брак вереницей протекают сквозь рабочие дни. Светлое офисное помещение заставлено самыми разными предметами, которые люди приносят на экспертизу. На вешалке - тяжелые норковые шубы. Под столом - большой масляный радиатор, сбоку от него – кусок какой-то непонятной трубы.

Истории происхождения дефектов, которые приносят на экспертизу, разные. В основном это, конечно, дефекты от производителя.

Можно ли заранее распознать некачественный товар и не совершить ошибку? Есть общие правила, о которых рассказывает юрист Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Ирина Андреева: «Необходимо внимательно осмотреть товар при его получении на предмет отсутствия механических повреждений, проверить его комплектность. Обязательно проконтролировать выдачу документа, подтверждающего факт оплаты товара, и хранить документ в течение минимум двух лет».

Другой случай – брак товара по вине продавца. Дарина показывает мне одну из шуб, которую принесли клиенты: старое изделие продавец выдал за новое, истинный возраст шубки вскрылся на экспертизе.

«Дата изготовления есть у любого изделия, не только у продуктов, – замечает материаловед. – Вот эта шуба, наверное, года с 2006-го провисела где-то в Греции, в магазине. Учитывая температуру, шуба рассохлась и вот ее принесли к нам. А дата изготовления на ярлыке не указана. Продали ее как новую».

По словам эксперта, часто дефекты в товаре появляются после ремонта или, в случае с одеждой, после химчистки.

«Месяца два назад нам принесли дорогую норковую шубу, которую купили за 200 тысяч рублей. Она была полностью разорвана. Причина: барабан машины в химчистке рассчитан на одно крупное изделие, а туда засунули несколько. Естественно, она была порвана. Причем так, что восстановлению не подлежала. Есть объем загрузки, но химчистке выгодно было обработать больше одежды. И такие моменты, к сожалению, не проконтролируешь».

Бывает, что в дефектах виноват и сам покупатель. Иногда по незнанию. Дарина и ее коллеги рассказывают, как однажды на консультацию пришла девушка с жалобой на некачественную шубу. Но оказалось, что изделие из меха просто было несовместимо с материалом, покрывающим сиденья автомобиля. Стоило заменить сиденья – и проблема исчезла.

В большинстве случаев дефекты возникают из-за неправильного ухода за изделием.

«Классический случай – люди постоянно жалуются на соль, которой посыпают зимой тротуары: мол, эта соль портит кожаную обувь, – рассказывает Дарина. – Однако надо всего лишь прийти домой и протереть обувь влажной тряпкой. Но люди этого не делают сразу. А потом соль уже впитывается и меняет структуру кожи. А виноваты - продавец, правительство - кто угодно, только не покупатель».

Единственная мера предосторожности – вовремя и тщательно прочитать инструкцию.

«Впрочем, не все нюансы ухода за той же одеждой описаны в инструкции. Есть и какие-то «бытовые секреты», – отмечает Дарина. – Например, люди любят брызгать туалетную воду не на себя, а на одежду. И не знают, что этого делать нельзя: после стирки или химчистки все эти пятна проявятся – желтизной или затемнением».

У каждого вида товаров есть свои секреты. Сейчас, в информационную эпоху, в интернете без труда можно найти все о том, как правильно носить, ухаживать, беречь. 

В чем виноват?

«Недавно приобрели квартиру в новостройке. После переезда обнаружили сильный резкий химический запах в квартире. Проветривания не помогли – запах остался. Когда долго находишься в квартире, от запаха начинает кружиться голова. Насколько это опасно и откуда этот запах возник?», – спрашивает пользователь С. на одном из строительных форумов.

«Да, в только что приобретенных квартирах тоже могут оказаться дефекты, – комментирует Анна Горбенко, консультант комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. – Такие «аммиачные квартиры» – распространенное явление. Чаще всего застройщики объясняют запах наличием аммиака в присадках, используемых для укрепления бетона либо в самом бетоне.

Есть у новых квартир и другие проблемные участки: отсутствие стеклопакетов, зазоры, некачественно выполненные монтажные швы на местах примыкания оконных блоков к проемам, несоответствие планировки квартиры и площади». 

В зоомагазине был приобретен хорек, который через неделю умер. Потребитель обратился в магазин с претензией к качеству животного, магазин отказал. Был суд, в ходе которого была проведена эксгумация хорька, проведено исследование, которое выявило наличие заболевания, приведшего к смерти животного.

Таким образом, дефектными могут оказаться не только сиюминутные покупки, но и такие монументальные приобретения, как квартира.

Специалисты «Городского учреждения судебной экспертизы» составили свой список самых популярных обращений. К ним чаще всего петербуржцы приходят на экспертизу по так называемому «автотовароведению»: определить цену автомобиля, выставленного на продажу, или оценить ущерб, нанесенный автомашине в ДТП. Особенно много таких обращений в зимне-весенний период. На втором месте – экспертиза, связанная со строительством жилых домов. На третьем – почерковедение. Также есть свои сезонные «пики популярности». Так, зимой эксперты-материаловеды чаще всего принимают на экспертизу шубы и изделия из меха, чуть реже – радиаторы и прочие приборы для обогрева помещений. Весной на пике популярности – изделия из кожи и замши: куртки, сумки, обувь.

Своя статистика обращений есть у общества потребителей СПб и Ленобласти. «Чаще всего к нам обращаются с жалобами на промокание обуви, поломку мобильных телефонов, ноутбуков, – рассказывает Ирина Андреева. – Самые популярные категории дефектов – обувь и мелкая техника».

«В зоомагазине был приобретен хорек, который через неделю умер. Потребитель обратился в магазин с претензией к качеству животного (оно было продано больным), магазин отказал. Был суд, в ходе которого была проведена эксгумация хорька, проведено исследование, которое выявило наличие заболевания, приведшего к смерти животного», – рассказывает юрист Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Ирина Андреева.

Действительно, часто любознательные петербуржцы готовы отдать на суд специалистов что угодно. Например, эксперты из «Городского учреждения судебной экспертизы» с улыбкой вспоминают, как им на проверку приносили батончик «Сникерс» – выявить, есть ли в составе шоколадки ГМО. Однажды на экспертизе побывало даже свадебное платье – причем проверялась в данном случае не добросовестность производителя, а верность невесты своему молодому человеку: при помощи химико-биологической экспертизы.

Но чаще, все-таки, случаи обращения за экспертизой мало похожи на анекдоты. 

Что делать?

«Если в товаре обнаружен дефект, необходимо обратиться к продавцу с письменным заявлением, составленным в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя с подписью продавца, – советует Ирина Андреева. – Срок рассмотрения заявления – десять дней. Если по истечении десяти дней будет предоставлен отказ в удовлетворении требования потребителя, либо ответа на заявление не последует, то целесообразнее обратиться к юристам». 

В соответствии с законом «О защите прав потребителей», в случае обнаружения недостатков в товаре покупатель вправе потребовать: замены на товар этой же марки (либо другой марки с соответствующим перерасчетом цены), соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возврата денег. Эксперты подчеркивают: отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Что касается сроков, то покупатель может предъявить требования к продавцу, если дефекты обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда срок годности не установлен, покупатель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров - в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.

Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Если же срок устранения недостатков не определен в письменной форме соглашением сторон, то недостатки должны быть устранены в минимальный срок, объективно необходимый с учетом обычно применяемого способа.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара, в случае несогласия с ее результатами он может оспорить заключение в судебном порядке. Однако если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец ответственности не несет, потребитель должен будет возместить продавцу расходы.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности