Истории

Чем клуб СКА напоминает героев Простоквашино

Хоккейный СКА никак не может выиграть Кубок Гагарина. Любой другой результат для команды, в которую вкладываются огромные средства и приглашаются самые разные, в последние годы, в основном, зарубежные тренеры, - неудача. Беда клуба, похоже, не в том, что трудно ответить на вопрос «Кто виноват?», а в том, что никто не знает, что делать.

Виноватых в неудачах СКА как раз найти просто. Это и тренеры, и игроки, и руководители. Вообще, когда команда раз за разом что-то проигрывает, всегда находятся тысячи причин, объясняющих это явление. Вспомните ту же сборную России по хоккею. После каждого провала на Олимпийских играх начинают обсуждать: а) тренера, б) игроков, в) федерацию хоккея, г) тактику, д) моральный дух, е) утраченные традиции и все остальное. Выводы всегда примерно такие: с тренером не угадали, игроков талантливых маловато.

Вообще, в спорте, в частности, в тех же командных видах, всё устроено сложно. Много личностей, к каждой нужно найти подход, нужно совместить их в команде, подобрать тактику, с учетом индивидуальных возможностей (или, наоборот, игроков подбирать под тактику, что в сборной и в СКА трудно, так как идут от возможностей игроков), изучить соперника, создать нужный моральный фон, да еще и выпрыгнуть из окопа и повести за собой. Кто-то и этим должен заниматься. С другой стороны, все можно свести к простым вещам. Легендарный футбольный тренер Константин Бесков, например, когда ему задавали вопрос, как нужно создавать команды, отделывался фразой: «Самое главное – подобрать и расставить».

Ну, в самом деле – нашел игроков и расположил их на площадке так, как это нужно.

«И очень даже просто», - говаривал Шариков. Но профессор Преображенский ему на это отвечал: «Это очень даже не просто!»

Понятно, о чем речь: если тренеру удается создавать команды-победительницы, с виду этот процесс кажется незатейливым. И только тренер понимает, сколько всего нужно учитывать.

Складывается впечатление, что игрокам СКА ничего не нужно. У них и так все есть. Они не хотят ни вокруг кого, ни вокруг чего объединяться. Для них слово СКА – просто звук. Три буквы из песни Шнура, которую так любят заводить в Ледовом дворце на матчах «армейцев».

Смотрите, у СКА не так много успехов в истории. Бронза чемпионатов СССР в 1971-м и в 1987-м . В позапрошлом и прошлом сезоне дошли до финала Западной конференции, где проиграли «Динамо», а еще в прошлом сезоне СКА выиграл регулярный чемпионат и стал обладателем Кубка континента, но при нынешнем регламенте значение этой победы незначительно – важно выиграть Кубок Гагарина.

Я не видел команды 1971 года. Говорят, там главную роль играл тренер Николай Пучков. Зато за командой 1987 года наблюдал. Я добирался на троллейбусе до Дворца спорта «Юбилейный», покупал билет на самый верхний сектор, потому что на другие попасть было трудно, и с восхищением (до сих пор помню это ощущение) смотрел за игрой СКА, цвета которого защищали Сергей Черкас, Игорь Евдокимов, Святослав Хализов, Михаил Панин, Вячеслав Лавров, Михаил Кравец, Николай Дроздецкий и другие.

Честное слово, если бы у меня была пленка с записью матча СКА – ЦСКА, состоявшегося в тот сезон в «Юбилейном», я бы отложил все дела и еще раз пересмотрел его. И другие матчи.

Не думаю, что дело в том, что я был тогда моложе, а снег вокруг «Юбилейного» чище и небо Питера бархатистее. Просто тогда на льду была команда. Состоящая из талантливых игроков. Созданная тренером. Сергей Черкас, защищавший ворота того СКА, недавно  ответил на вопрос, почему та команда играла хорошо: «Мы просто любили своего тренера». К сожалению, это было сказано спустя несколько дней после того, как ушел из жизни Валерий Шилов, наставник того СКА.

Когда команда объединяется вокруг тренера, - это уже полдела.

Бывает так, что команда объединяется вокруг одного или нескольких игроков. Тут можно вспомнить, например, сборную Аргентины по футболу конца 1980-х. Ее дотащили до финала чемпионата мира 1990 года Марадона и Каниджа.

Даже про СКА прошлого (не этого) сезона можно сказать, что его игроки объединились вокруг фигуры Ильи Ковальчука, игравшего в Питере во время локаута в НХЛ. В этом сезоне Кови переехал на берега Невы на «постоянку», польстившись на 10-миллионный контракт. Но – не вышло.

Почему? Бог его знает!

Норвежский форвард СКА Патрик Торесен говорит, что хорошо, что он не знает русского – а то такие разборки происходили в раздевалке после поражений, что слушать не хотелось. Значит, Илья выступал, «речи толкал». Не помогло. Говорят, Алексей Касатонов, генеральный менеджер  «армейцев», до этого бывший генеральным менеджером сборной России, провалившейся на  Олимпиаде в Сочи, предъявлял претензии игрокам: вы, дескать, сражаться не хотите. Когда в плей-офф происходят «накачки» и скандалы в раздевалке, это значит, поезд уже ушел. Все очень запущенно. Если игроки не понимают, что в плей-офф нужно биться, значит, команды нет.

А почему ее нет? Вот вопрос. Им уже давно убивают болельщиков СКА.

Чтобы не изображать из себя хоккейного эксперта и не разбирать подробно причины неудач СКА в последние годы, когда им руководили тренеры из разных стран и когда он проигрывал разным командам в плей-офф (все равно это будут разговоры в пользу бедных, а СКА очень и очень богат, это самый богатый клуб нашего хоккея), - от игры вратаря до действий в большинстве, скажу только одну вещь, которая кажется мне важной. Складывается впечатление, что игрокам СКА ничего не нужно. У них и так все есть. Они не хотят ни вокруг кого, ни вокруг чего объединяться. Для них слово СКА – просто звук. Три буквы из песни Шнура, которую так любят заводить в Ледовом дворце на матчах «армейцев». Кстати, те, кто упорно заводят, слышали ее до конца? «Слово СКА похоже на х.., потому что такое же количество букв»…  Это второй куплет песенки, если кто не знает.

Вообще шоу на играх СКА, когда песня Булата Окуджавы о десантном батальоне сменяется пахабными куплетами – вопрос отдельный. И это вопрос не только вкуса, который позволяет чередовать ненужный пафос (всё же СКА – не десантный батальон, который сражается с гитлеровцами) с нарочитой пошлостью, но и отношения к истории команды, да и к истории всей страны. На январских матчах СКА в Ледовом (четыре матча подряд!) организаторы шоу поздравляли «участников блокады». А ведь «участники блокады» - это те, кто блокировал город, гитлеровские войска, а не блокадники. В первый раз я подумал, что шоумен оговорился, но поздравления в адрес «участников блокады» звучали снова и снова. Никто шоумена не поправлял. Да, шоу на матчах СКА удается. Народ заполняет Ледовый, кричит, ломая виртуальный шумомер… Разговоры о «потрясающей атмосфере в Ледовом» стали общим местом в интервью менеджеров СКА. Если их задача – сделать из СКА шоупроект, то они со своей задачей справляются. Но если перед ними стоит задача привезти на берега Невы Кубок Гагарина, то они идут неверной дорогой. С таким подходом каждую весну они будут оставаться «с х…, с носом» (это строчка из другой песни столь любимого ими Шнура, если кто не знает).

Что от них требуется? Сделать так, чтобы победы для игроков СКА стали важнее денег. СКА – это не тот случай, когда желания много, а средств не хватает. Тут всё наоборот. Нужно перевернуть идею: сначала - спорт, потом – деньги. Проблемы руководителей СКА напоминают незадачи кота Матроскина: средства у нас есть, у нас ума не хватает.

Так подойдите к делу с умом. Тогда будут и голы, и победы.

share
print