В Правила дорожного движения внесли существенные изменения, касающиеся велосипедистов – как на автодорогах, так и на тротуарах. Мы узнали, как теперь будут взаимодействовать три непримиримые группы – обладатели двухколесного транспорта, автомобилисты и пешеходы.
Ознакомиться с постановлением о внесении изменений в ПДД можно на сайте правительства РФ (необходимо открыть pdf-файл).
В ПДД вводятся новые термины, в частности: «велосипедная дорожка», «полоса для велосипедистов», «пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)». В связи с этим «уточняется обязанность водителей при проезде перекрёстков и повороте направо или налево уступить дорогу велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке».
Александр Кожанов, руководитель проекта «Велошкола»: «У нас как-то так повелось, что велосипедисты не различают, когда полоса предназначена для поворота направо. Видимо, данная мера – для того, чтобы защитить велосипедистов от неправильного маневра. Да, фактически велосипедист нарушал ПДД - но он, получается, и не обязан знать правила (никто не требует лицензии и т.д.).
Если велосипедист едет по правилам по полосе, предназначенной для проезда прямо и направо (совмещенной), то теперь ему не нужно перестраиваться в центр полосы, чтобы заблокировать автомобиль: теоретически машина отныне должна пропускать велосипедиста, которого водитель видит в правом зеркале. В темное время суток велосипедист виден в правом зеркале, если у него есть катафоты, фонари – их никто не отменял».
«Вводятся новые знаки для обозначения велопешеходных дорожек с совмещённым и раздельным движением, их окончания».
Также вводятся «знаки для обозначения дороги, по которой движение велосипедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, для обеспечения возможности осуществления движения на велосипедах в обе стороны на дорогах с односторонним движением».
«Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам», кроме следующих случаев:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов;
- отсутствует возможность двигаться по дорожке или полосе, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- взрослый велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до семи лет либо перевозит ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе.
Александр Кожанов: «Велосипедистам официально разрешили ездить по тротуарам. Одно из условий – "невозможно движение по проезжей части". При этом никто нигде не определяет, почему движение по проезжей части может быть невозможно. Это остается на усмотрение велосипедиста. Он может сказать: "Товарищ инспектор, я еду по тротуару, потому что плохо себя чувствую. Я на дороге буду представлять опасность для всех участников движения. По тротуару двигаюсь с маленькой скоростью и ни для кого опасности не представляю".
Велосипедисты и до этого злоупотребляли ездой по тротуарам. Инспекторы часто сгоняют велосипедистов на тротуар, особенно на Невском проспекте. Бывает, велосипедист говорит: "Я не могу ехать по тротуару, я знаю закон". А инспектор отвечает: "Вот тебе номер моего нагрудного жетона, фамилия такая-то. Если тебя кто-то остановит – ссылайся на меня". Теперь тротуар стал узаконенной зоной для объезда сложных участков, а также местом для тех, кто не рискует соваться на дорогу».
Дмитрий Попов, автомобильный эксперт: «Я не понимаю, чему радуются велосипедисты. Теперь в ПДД есть прямое указание на то, что движение по тротуарам не допускается, кроме отдельных случаев. Побеседовав с пешеходами, я понял, что они празднуют победу. Ведь до сих пор движение велосипедиста по тротуару не вызывало практически никаких телодвижений со стороны ГИБДД».
«Движение велосипедистов в возрасте от семи до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон».
«Движение велосипедистов в возрасте младше семи лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон».
Александр Кожанов: «Это значит, что детям официально разрешили ездить на велосипеде. Раньше детям младше 14 лет фактически было запрещено: по дороге – нельзя, по тротуару – тоже, оставались разве что дворы.
Вместе с тем по тротуарам разрешили ездить и родителям, чтобы надзирать за детьми».
Об этих и других нововведениях можно будет узнать на бесплатных занятиях в Велошколе; ближайшее – 1 апреля в 20:00. Адрес: 7-я линия Васильевского острова, дом 18. (аптека Пеля, вход в РАНХиГС с Днепровского переулка, 5 этаж, пространство ChangeLab). Записаться.
Стоит ли ожидать ускоренного строительства велодорожек?
Александр Кожанов: «В постановлении прописаны не только велодорожки, но и велополосы – это выделенное для велосипедиста пространство на проезжей части. Дело в том, что велодорожки по ГОСТу создавать очень тяжело. Они должны быть шириной 1,5 метра, от проезжей части отгорожены забором и газоном не меньше полуметра, нужно пристраивать выделенный тротуар – и все это очень дорого. Нарисовать полосу гораздо дешевле. Велополоса рисуется на проезжей части, отгораживается столибками (так сделано в Перми) и служит делу безопасности велосипедиста.
Мировая практика применения велополос обширна. Мало где строят отдельные велодорожки – обычно делают либо велопешеходный тротуар, либо рисуют велополосу: так, например, поступают в соседней Финляндии.
Помимо прочего, велополосой можно дополнительно ограничивать парковку в городе: там, где она нарисована, запрещено парковаться, если только не создана буферная создана (велополоса – зона парковки авто – проезжая часть).
У нас есть сильное автомобильное лобби. Я думаю, автомобилисты будут лоббировать выделение полос, чтобы велосипедисты им меньше докучали. Тут ситуация выигрышная для всех: и для велосипедистов, и для автомобилистов, и для ДПС».
Дмитрий Попов: «Наличие нововведений в ПДД и обязательство обустраивать велообъекты – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Кроме того: а существуют ли на самом деле эти нововведения? Первое. Если я повешу знак «велосипедист в синем круге» над полосой и под ним табличку 8.14 – стрелку, показывающую, что эта полоса только для вело – без всяких изменений в ПДД и так будет зарезервирована одна полоса под двухколесный транспорт. Второе. У нас есть знак, предупреждающий о пересечении с велодорожкой. В комментариях к ПДД сказано, что допускается движение пешеходов по велодорожкам в отсутствие тротуаров. Это ли не велопешеходные дорожки?
То есть никакой новизны я не увидел. Мне кажется, всё это попытка чуть-чуть конкретизировать существующее положение дел.
Никто не говорит, что сейчас все побегут обустраивать велополосы. Я вообще считаю, что внедрение организованного велодвижения в таком городе, как Петербург, - это ирреальная задача. Как только мы обособим кусок проезжей части, это приведет к тому, что мы в угоду не очень большой социальной группы участников движения испохабим дорожное движение в мегаполисе.
Как только приходит весна, велосипедисты начинают бороться за велодорожки. Почему никто не бежит их обустраивать? Потому что зимой обустроенная полоса станет сугробом. Велополоса - это нелепость для нашего региона».
Эксперимент
Между тем, количество обладателей двухколесного транспорта в Петербурге неуклонно растет. По оценке клуба «ВелоПитер», в 2013 году прирост велопарка составил 7%, в новом сезоне ожидается похожая цифра. Количество горожан, которые стали использовать велосипед как транспорт, выросло на 10-15%.
Чтобы привлечь внимание к проблеме велосипедизации Петербурга, 22-летний студент университета имени Герцена Александр Лозбенев проведет эксперимент: целый год, начиная с 19 апреля, он будет ездить только на велосипеде, не пользуясь никакими другими видами транспорта.
«Я прочитал несколько книг Эй Джей Джейкобса (американский журналист и писатель – «МР»). В одной из них - The Year of Living Biblically – он описывает, как решил год жить по законам Библии. Я подумал: почему бы мне не попробовать что-то подобное? Мне нравится велосипед, но я знаю так мало, что самому смешно называть себя велосипедистом», - говорит Александр.
Велостаж петербуржца – четыре года.
Ежедневный маршрут: от проспекта Энгельса до Казанской улицы. На общественном транспорте – 45 минут (без учета ожидания и пробок), на велосипеде – около 40.
«Недавно я подумал: на что же я замахнулся? Получается, буду ездить и в холод, и в дождь… Страшно немного стало. А потом подумал: а почему нет? – рассуждает Александр. – Я ничего не ожидаю, просто хочется проверить себя, посмотреть, как изменится здоровье – надеюсь, в лучшую сторону. Ну и показать самому себе, что могу больше, чем думаю».
За ходом эксперимента можно будет следить в паблике «ВКонтакте».