Истории

Как бы не доиграться в чучхе

Президент нашей страны обратил внимание на то, что не всегда мы еще правильно приглашаем в спорт иностранную силу. И получается из-за этой неграмотной политики позор на самом высоком уровне – такой, например, как проигрыш сборной России по хоккею на Олимпийских играх в Сочи. Да и в футболе, самом популярном виде спорта, отметил президент, похвастаться нечем. Поэтому надо менять подход: создавайте-ка вы команды из местных игроков и тренеров, повышайте их профессионализм, наказал президент. Хватит в этом смысле зависеть от Запада.

Конечно, сейчас хоккейным чиновникам придется туго. Еще недавно, когда Россия, так сказать, всеми силами стремилась к разного рода интеграции, не без одобрения власти был запущен проект под названием Континентальная хоккейная лига (КХЛ). «Наш ответ» НХЛ. Собирали в него пол-Европы и продолжаем собирать – вот и финский «Йокерит» с нового сезона присоединится к клубам из Чехии, Словакии, Латвии, Украины, Казахстана, Хорватии. Думали, что это не только заставит задрожать НХЛ, играющую роль некоей «могущественной Америки» в мировых хоккейных делах, но и повысит уровень местных кадров. На деле же получается, что ни одной пятерки, по словам министра спорта Виталия Мутко, мы для сборной подготовить не можем. И внутри КХЛ какая-то странная конкуренция: иностранным клубам можно иметь сколько хочешь иностранцев, нашим - только пять. Теперь думают сократить до трех. Старший приказал.

Еще недавно, когда Россия, так сказать, всеми силами стремилась к разного рода интеграции, не без одобрения власти был запущен проект под названием Континентальная хоккейная лига (КХЛ). «Наш ответ» НХЛ.

То есть, с одной стороны, мы пытаемся быть как бы Европой, где свободное перемещение рабочей силы и все такие демократические дела, а с другой, пытаемся защитить свой собственный продукт. А продукта никакого нет. Вечное наше желание усидеть между двух цивилизаций. Не знаем, как в том анекдоте, к кому прибиться – к умным или красивым. Хотя после той же Олимпиады чиновники, отвечающие за развитие КХЛ, жестко ответили намерениям Федерации хоккея России (ФХР) усилить протекционизм в лиге. Сказали, наоборот, лимиты на легионеров не нужны. Только в условиях свободной конкуренции, дескать, могут развиваться местные таланты. Не надо им создавать искусственную среду. Вон в НХЛ играет, кто хочет, и потом эта НХЛ всех «уделывает» на Олимпиаде (на последних двух Играх, напомним, побеждала Канада). Интересно, что теперь чиновники скажут.

В футболе разговоры о том, что «талант сам пробьет себе дорогу», слышны столько же, сколько существует лимит - с тех пор, как в 2005 году в составе московского «Динамо» в матче чемпионата России на поле вышло сразу 11 иностранных игроков. Что стало потом с тем «Динамо», известно: его владелец, бизнесмен Федорычев, не получив от спортивного общества обещанных территорий, на которых планировал развивать бизнес, быстренько свернул финансирование, иностранные футболисты разбежались по разным клубам. Лимит в лиге ужесточили. Но и по прошествии многих лет Фабио Капелло с трудом собирает состав для сборной России. Защитников центральных у нас так вообще нет – только Игнашевич и Березуцкий из ЦСКА как два памятника отечественному футболу.

Внутри КХЛ какая-то странная конкуренция: иностранным клубам можно иметь сколько хочешь иностранцев, нашим - только пять

Считается, чем больше в лиге иностранных звезд, тем выше уровень турнира, чем выше уровень турнира, тем больше зрителей должно ходить на трибуны и смотреть платные спортивные телеканалы, чем больше зрителей ходят на трибуны и смотрят платные телеканалы, тем выше доходы клубов, а чем выше доходы клубов, тем больше они могут покупать звезд и успешнее выступать в Европе. Так считается. Но в России это не работает. Сколько бы «Газпром» ни вкладывал в «Зенит», а Леонид Федун – в «Спартак».

Что мешает развивать местные спортивные кадры? Много чего. Воровство, например. Деньги в профессиональных клубах, в основном, казенные, порой из бюджетов (футбол же социальная функция у нас; пойти порой, кроме стадиона, некуда) – разве можно их не разворовать? Причем воруют все: президенты, менеджеры, тренеры, агенты. В карманах последних «оседают» миллионы, а Российский футбольный союз (РФС) сидит без денег. Если брать молодого игрока из дубля, с которым еще возиться надо, разумеется, ничего на нем не «наваришь». А если провернуть миллионный трансфер – там возможности безграничные. Больше трансферов – больше откатов. Кто же устоит? Это только говорят, что в России стабильность: на самом деле время всегда неспокойное, не знаешь, что завтра будет.

Деньги в профессиональных клубах, в основном, казенные, порой из бюджетов (футбол же социальная функция у нас; пойти порой, кроме стадиона, некуда) – разве можно их не разворовать? Причем воруют все: президенты, менеджеры, тренеры, агенты.

Другой момент такой политики «по защите местных кадров от посягательств грубой иностранной рабочей силы» заключается в том, что эти кадры борзеют. Раз им место в составе клуба гарантировано – так и тренироваться не надо. И стоимость такого лоботряса с каждым ужесточением лимита повышается. Повышается стоимость игрока, рядом с ним снова появляются агенты, желающие «навариться», и футбол отодвигается для паренька на второй план. Он уже думает только о том, в какой клуб лучше перейти, где больше дадут. При этом единственное преимущество такого футбольного «митрофанушки» перед иностранными конкурентами – российский паспорт. Он и по мячу порой попасть не может, а клуб вынужден его брать.

Хорошо, что на дворников в России не такой жесткий лимит. А то некому было бы работать.    

Такие вопросы, как подготовка местных тренеров, создание современных методик тренировок, правильная конкуренция на детско-юношеском уровне, я тут просто не рассматриваю – времени не хватит. Суть в том, что тренеров мало, а главным критерием их работы по-прежнему остается не подготовка игрока, а место, занятое командой, допустим, в чемпионате города. Тренер тоже хочет результата любой ценой, чтобы не остаться без премии. А когда такой «натасканный» на достижение результата паренек приходит в профессиональный футбольный клуб, выясняется, что он уже «мертвый», его тошнит от футбола. В западных странах, по статистике, футболисты раскрываются в возрасте от 17 до 21 года, у нас в этом возрасте они пропадают.

Какая неокрепшая психика у нашей молодежи, сами понимаете. Положат молодому игроку резервного состава клуба Премьер-лиги зарплату в 300 тысяч в месяц – до футбола ли тут? Тем более что и талант не подкреплен желанием. Так уж «надбавляют» - чтобы в другой клуб не сбежал.

Повышается стоимость игрока, рядом с ним снова появляются агенты, желающие «навариться», и футбол отодвигается для паренька на второй план.

Откуда такие деньжищи, спросите, в клубах? Так это ж не «Шайба» с «Зубило» конкурируют. Государственные корпорации. Губернаторы. А в хоккее так и президенты некоторых стран. Правда, Батька в Белоруссии разогнал из хоккейного «Динамо» легионеров и теперь команда на последнем месте финишировала. Выяснилось, что менеджеры московского «Спартака» на дорогих «мерседесах» ездят – и  не стало  «Спартака».

Посмотрим, что с нашими клубами будет. Слова президента они мимо ушей пропустить не могут. Лимит сократят. Гайки завернут. Будут опираться на собственные силы. Только не даст это «чучхе» никаких результатов, кроме плохих, если никто не займется детским спортом. Нужно не только запрещать, но и самим что-то производить.

Это, впрочем, не только спорта касается. 

share
print