Смольный утвердил новый архитектурно-художественный регламент для ларьков в Петербурге. Они станут дорогими и многоугольными. Заранее можно сказать, что это на этом мытарства мелкорозничных торговцев не закончатся: власти уже дюжину раз пытались привести ларьки в соответствие европейским стандартам и упорядочить их размещение.
Согласно разработанному КГА документу, площади киосков, ларьков и павильонов будут сокращены. Если сейчас площадь городских киосков составляет 6 кв. метров, то в случае принятия регламента, к размещению будут допускаться только ларьки площадью 4-5.4 кв. метра. При этом они должны быть не привычной прямоугольной формы, а в форме восьми- или шестиугольника. Стоимость одного нового киоска может составлять порядка 1 млн рублей.
10 лет войны с ларьками
При первом губернаторе Петербурга Владимире Яковлеве замена одних ларьков на другие происходила не менее шести раз. Уже тогда власти обосновывали репрессии тем, что внешний вид ларьков не соответствует европейским стандартам (так оно, наверное, и было). По слухам же, это позволило компании «Агроторг», одним из владельцев которой была супруга губернатора, многократно увеличить свою долю на рынке. Вынужденная эволюция мелкорозничной торговли привела к появлению в городе торговых павильонов возле метро и остановок, совмещенных с ларьками.
К 2004 году торговыми павильонами были оборудованы 2 тысячи (16%) петербургских остановок, а всего предприятий мелкорозничной торговли насчитывалось 6 600. Новая администрация во главе с Валентиной Матвиенко сначала тоже взялась за дизайн ларьков, но к этому времени набирали обороты торговые сети, и с ларьками решили покончить. Так появилось «драконовское» распоряжение: никаких ларьков на расстоянии 10 метров от остановок и 50 метров от вестибюлей метро. В 2005 году их запретили ставить рядом со школами и больницами.
По городу прошла волна акций протеста, чуть ли не впервые они были жестко разогнаны ОМОНом... Город пообещал владельцам снесенных павильонов альтернативные места торговли, однако, по подсчетам Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, их получили только 10% ларечников. Какое-то время сохранялись оазисы – розничные и мелкооптовые зоны – их тоже принялись закрывать. В 2004 году «ларечных рынков» насчитывалось 880, в 2008 – всего 200.
Иногда казалось, что Валентина Матвиенко слишком уж рьяно взялась за ларьки. «Это не малый бизнес, – заявила губернатор в 2008 году. – Ларьками владеют несколько человек в городе, которые сдают эти ларьки за огромную арендную плату индивидуальным предпринимателям. Настоящие представители малого бизнеса не протестуют и не ездят на митинги, они работают». Во время объездов она могла подойти к ничего не подозревавшему владельцу торговой точки и потребовать договор аренды, а если он был просрочен, тут же приказывала снести ларек.
Всего за 2000-е годы было закрыто 5 тысяч ларьков, лишились работы 25 тысяч человек.
Такая политика продолжилась и в первые месяцы пребывания на посту губернатора Георгия Полтавченко. В 2011 году он запретил размещать торговые павильоны вдоль основных городских магистралей, за исключением точек по продаже лотерейных билетов, газет, цветов, мороженого и напитков. С владельцами остальных ларьков город решил не продлевать договоры аренды и не заключать новые. Малый бизнес перешел в режим ожидания: город начал разрабатывать новую схему размещения ларьков.
У Полтавченко тоже своеобразный стиль работы с ларьками и мелкими магазинами: на заседании правительства одной нелегальной точке может быть уделено непропорционально много времени по сравнению с другими городскими проблемами. За спиной губернатора обычно демонстрируются фотографии точки с разных ракурсов, в том числе из космоса, подробно обсуждается ее история... В итоге губернатор все равно приказывает ее снести. Но за этим чувствуется уже не волюнтаризм Матвиенко, а государственный подход.
В 2014 году концепция снова изменилась: ларьки с цветами, газетами и сувенирами разрешили ставить в садах, парках и скверах. Список запрещенных для уличной розницы городских магистралей сократился, а предельное расстояние между ларьками уменьшено в два раза – с 50 метров до 25. Впрочем, владельцы крупного бизнеса считают этим меры недостаточными: доля крупных сетевиков в Петербурге и так в три раза выше, чем в Москве, и составляет 51,5%. Начинающим торговцам в городе просто не легализоваться. Им приходится либо уходить в интернет, либо заниматься несанкционированной торговлей, которая уже стала частью городского пейзажа.