Истории

Каникулы: дни непрерывного поиска компромисса между родителями и детьми

«Как хорошо – каникулы! Смогут побольше по дому помочь, английским дополнительно позаниматься, на полках разберут», – думаю я. «Как хорошо – каникулы! Можно ничего не делать, отдохнуть от уроков, резаться в "Доту"», – думают мои сыновья.

В первый день каникул мы вместе разрабатываем расписание полноценного и разнообразного дня. Сколько часов в день можно играть на компьютере, сколько гулять, а сколько посвятить уборке и учебе. Рабочие часы в расписании названы «трудовой десант».

Родительские мечты о полноценном сне – ведь не надо никого будить и кормить завтраком перед школой – разбиваются в первый же день каникул. Те самые дети, для пробуждения которых в учебные дни используется цветочный пульверизатор с холодной водой, в каникулы подскакивают затемно. Строго предупрежденные не будить родителей и маленького брата, они разговаривают за дверью родительской комнаты оглушающим шепотом и каждые пять минут со скрипом заглядывают в щель – не проснулись ли родители добровольно. Конечно же, проснулись. Но из последних сил продолжают самоотверженно прикидываться мертвыми. Тогда дети подходят на цыпочках вплотную к кровати и громко дышат в затылок. У них за ночь накопилось много вопросов, требующих безотлагательного ответа: во сколько лет получают паспорт, сколько весит планета, правильно ли Митя постелил постель, сколько можно съесть конфет…

Но когда наступает время «трудового десанта», из этих неугомонных как будто вынимают батарейки. Один надолго задумывается над мусорным ведром, другой тоскует, глядя на швабру. Руки не слушаются, сковывает непреодолимая сонливость и апатия… Меж тем стрелки часов отмечают конец «трудового десанта», и организм оживает. Пункты «игра на компьютере» и «прогулка» растягиваются вдвое в ущерб пункту «уроки»: «Мама, ну, пожалуйста, можно еще чуть-чуть? У нас же каникулы!»

К концу недели про расписание уже никто и не вспоминает. Дети радостно бегают во дворе, под кроватями - пыль, уроки не выучены. Машу рукой – ладно, если бы у меня была неделя отдыха, я бы тоже хотела ничего не делать. Оставим «трудовой десант» и занятия на летние каникулы!

Комментарии родителей

Галина Константинова:

- В каникулы стараюсь, чтобы дети посетили «культурные места»: музей, театр. Естественно, родители на работе, поэтому приходится напрягать дедушек и бабушек. Да еще и преодолевать сопротивление детей, обещать за поход в музей посещение «Макдональдса».

Галина Маркова:

- Когда дети были маленькие, каникулы оборачивались самым плохим временем для меня. Мы с мужем работали целыми днями, а дети сидели дома совершенно одни. Все-таки когда дети в школе, они под присмотром, заняты делом. В идеале в каникулы надо проводить время с детьми, брать отпуск и посвящать эти дни общению, вместе гулять и отдыхать. Это я сейчас понимаю, когда дети уже выросли, и очень жаль упущенного времени.

Михаил Романенко:

- Основное в каникулах - это то, что не нужно рано вставать в школу, можно спать до 10-11 часов утра. Меня никогда не будили на каникулах, я сам просыпался, занимался своими делами, читал, играл, и затем, когда чувствовал, что голоден, шел завтракать. Потом шел гулять - собственно, заниматься было как-то больше и нечем: по телевизору три с половиной канала, все мальчишки - во дворе. И вечером, обессиленный войнушкой или футболом, но довольный, возвращался домой, и тут самое приятное – можно не ложиться спать рано: пожалуйста, читай, играй, никто тебе слова не скажет.

Михаил Ященко:

- Надо заставлять трудиться детей на каникулах, в этом нет ничего страшного, это отнимет намного меньше времени и сил, чем школа, не говоря уже о том, что работать придется не головой, а руками, а труд, как говорят, облагораживает человека. Зато как многократно усиливается удовольствие от отдыха! Да и родителям - какая помощь! Но обычно все идет не так, дети ленятся, вредничают, тормозят, время идет, а они уже вроде должны отдыхать, но еще ничего не сделали, в итоге все остаются недовольны друг другом.

Мнение эксперта

Елена Литовченко, семейный психолог:

- Еще в XVII веке Ян Амос Каменский придумал разделить учебный год на четверти, между которыми есть каникулы, соответствующие временам года. Как же лучше провести весенние каникулы, чтобы ребенок смог и расслабиться, и собраться с силами, и отдохнуть, и восполнить пробелы, возникшие в процессе обучения?

Необходимо ориентироваться на темперамент и интересы ребенка. Прогулки, походы в кино и театр нужно сочетать с чтением и прослушиванием аудиокниг. Очень хорошо оживляют семейную атмосферу и приносят пользу настольные игры. Также полезно записать ребенка (особенно гиперактивного) на курс массажа воротниковой зоны - он улучшает кровоснабжение головного мозга. Старайтесь придерживаться режима, чтобы недельный отдых не принес сложностей в дальнейшем учебном процессе.

share
print