Литовский город Друскининкай вернул себе былую славу: в него едет все больше туристов, там открываются новые санатории и строятся объекты инфраструктуры. А ведь еще в конце 90-х - начале 2000-х годов это был город-банкрот. Мэр курорта Ричардас Малинаускас рассказал «МР», благодаря чему изменился Друскининкай.
О работе
Я со своими родителями занимался бизнесом в пяти километрах от города и никогда не думал, что пойду в политику, в какие-то партии — мне это было не интересно. Я профессионально занимался автогонками: мастер спорта, трехкратный чемпион Прибалтики, сам создавал автомобили со своей командой. Вся моя жизнь была другой.
Первые три месяца (на посту мэра — «МР») я думал, что сойду с ума. Работы было до потери сознания, все было ново, людей не знаешь. Когда получил такое доверие, этим нельзя швыряться. У меня не было, нет и не будет такого, чтобы где-нибудь впихнуть «своих», «прокрутить» что-то. Мы не принимаем на работу из-за того, что человек — чей-то знакомый или родственник.
Фото: «МР»
О подъеме
Санаторное лечение в Друскининкае как «гвоздь программы» и дальше должно существовать, но курорт жить только санаторным лечением не сможет. Ждать, пока касса больных или фонд какого-то завода выделит больше средств и к нам приедут люди — хорошо, в этому году, может, выделят денег, но в следующем году, может, и нет.
В 2000 году в Друскининкае не было современных центров притяжения. Мы решили, что город должен развиваться по направлениям туризма, отдыха, развлечений, коммерческого спорта. Инфраструктура должна быть для возраста от малого до пожилого, быть несезонной и большого диапазона — от лечения до отдыха, а не так: один строит гостиницу, второй — гостиницу и третий — гостиницу.
О привлечении инвесторов
В основном приходят литовские инвесторы. Российский капитал есть, но, к сожалению, не на такие большие проекты, как нам бы хотелось.
Как привлекали? Нужно убеждать. Некоторые бизнесмены сказали, что могут прийти в Друскининкай с инвестициями, когда увидели, как мы «подрались» с Министерством окружающей среды из-за бензоколонки. В то время эта бензоколонка казалась нам воротами в будущее курорта европейского уровня, а нам нужно было вырубить 46 сосен. Мы живем в лесу, у нас где-то 86% города занимает лес, и если что-то делаешь, то почти всегда надо чем-то жертвовать. Я молодой мэр, был молодой министр — он нам всем «подарил» штрафы, и мы сказали свое слово. Убедили судом.
О доверии к власти
Я думаю, что каждый инвестор, когда приходит в самоуправление, обращает внимание на то, можно ли довериться власти. Для бизнеса самое главное - постоянство. У нас власть не менялась 14 лет (мэр переизбирался четыре раза — «МР»). Некоторые говорят, что это плохо, но инвесторам нужны гарантии стабильности. Исключена ли ситуация, при которой инвестору, например, выделяется земля, он готовит проекты, а власть передумала и расторгает с ним договор? У нас такого не было. Если есть решение совета, оно не меняется из-за погоды и чьего-то настроения.
О результатах
Инвестиции в наши объекты и инфраструктуру с 2000 года поднялись от 3 млн до 120 млн лит в год, получается — в 40 раз. Как только начали появляться инвестиции в конкретные объекты (первым была центральная лечебница, потом — аквапарк, парки, скверы), начали расти и потоки отдыхающих. Мы радуемся, что у нас почти нет сезонности в течение всего года, целый год почти равномерный поток — это очень хорошо для бизнеса, для рабочих.
Наша центральная лечебница, когда принадлежала Министерству здравоохранения, потерпела банкротство, мы ее приняли, обновили. Сейчас ее собственник — закрытое акционерное общество, его стопроцентный акционер — самоуправление. Но они не получают от нас льгот, работают наравне с другими, много помогают городу из своей прибыли: присматривают за фонтаном, покупают украшения на Новый год.
Кстати, наш центральный фонтан интересен тем, что около него есть терминал, где можно заказать песню. В любой точке света в прямом эфире это могут увидеть ваши родственники или друзья.
В Друскининкае открыт городской музей, сделаны инвестиции в больницу, построен центр диагностики. Департамент спорта Литвы возводит комплекс для подготовки и реабилитации спортсменов. Наша горнолыжная трасса входит в мировую пятерку крытых горнолыжных трасс. Самая большая задача — построить Дворец культуры, чтобы у нас могли проходить международные фестивали и конференции.
Справка
В Друскининкае работают восемь санаториев, спа-центры, аквапарк, горнолыжная трасса. В городе 19 гостиниц, 22 гостевых дома, 300 квартир в частном секторе, четырехзвездочный кемпинг.