Истории

«У власти есть представление о том, что может быть народ без культуры»

Если сотню искусствоведов выселить из дворца на Исаакиевской площади, Петербург, наверное, этого не заметит: ученые из Зубовского института не строят дома и дороги, не пишут законы, не продают нефть. В общем-то, совсем ничего не продают и мало что покупают – бессмысленные с точки зрения власти и бизнеса люди. Почему же всё-таки события во дворце на Исаакиевской – недобрый сигнал для общества?

Конфликт между Министерством культуры и частью коллектива Российского института истории искусств (РИИИ, он же Зубовский институт) длится около года. Учёные – почти половина из которых уже уволилась или была уволена – считают, что институт хотят расформировать, а дворец графа Зубова на Исаакиевской площади, 5 прибрать к рукам и приспособить, например, под гостиницу. В Минкульте считают, что они оптимизируют морально устаревшее учреждение.

В четверг, 27 февраля, в Доме актера прошли общественные слушания по ситуации, сложившейся в РИИИ. Зал был набит битком, но пришли, в основном, сами ученые и сочувствующие им деятели – вторая сторона конфликта по неизвестной причине в слушаниях участвовать не стала.    

Выступающие говорили о том, что предполагаемый разгон РИИИ – еще одно звено «гребаной» цепи; что российской власти не нужны культура и искусство; что ученые сами виноваты, так как до сих пор сидели молча и не вступались за других репрессируемых.

Не прозвучал ответ на главный вопрос: что делать-то?

Фото: «МР»

Александр Сокуров, кинорежиссер: «Я знал о существовании этого удивительного учреждения, но был в институте всего два раза. Это научное учреждение существует рядом, но параллельно со мной. Как я узнавал о нем? Благодаря тому, что там работала Ирина Евтеева (режиссер, сценарист, художник – «МР»).

Нам неизвестно о практическом участии специалистов института в элементарной жизни. Наверное, первая задача таких учреждений – помочь формулировать смыслы: что – корневое, а что - просто пена? Современная же гуманитарная интеллектуальная среда не формулирует смыслы: она бросила нас и мы существуем в хаосе. Мы сами разобраться не в состоянии. Например, нам даже не помогают понять, почему столько агрессии в современной культуре.

Нет более разобщенного в культурном плане города, чем Петербург. Мы не похожи на Москву, где люди объединяются и отстаивают права. У нас тишь, да гладь, да божья благодать.

Вы не участвуете в общественной жизни в городе. Мы не слышим ваши голоса, когда идет градозащита, обсуждение политически острых проблем. Вы не участвуете в защите студенчества. Вы нам нужны.

Давайте ответим на вопрос: что мы защищаем? Рабочие места, традицию? Договоритесь с государством. Вы нужны нам в городе. Потому что мы разобщены: нет более разобщенного в культурном плане города, чем Петербург. Мы не похожи на Москву, где люди объединяются и отстаивают права. У нас тишь, да гладь, да божья благодать».

Вадим Максимов, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой зарубежного искусства СПбГАТИ: «Два года назад это казалось только хозяйственной проблемой. Дворец на Исаакиевской площади – понятно, что его надо прибрать к рукам! Зачем там институт, если можно сделать что-то еще? Все мы видели дворец Януковича – понятно, что и у нас есть свои отечественные «дирижеры», которые не против иметь дворец на Исаакиевской. Для чего еще идти во власть? Не культуру же вытаскивать, не экономикой заниматься.

Идет тотальный разгром культуры. Понятно, зачем это делается: чтобы был электорат, а культура не мешала.

Но дело и в той политике, которая ведется в области культуры. То, что много лет происходило с начальной школой. Реформа в Академии наук. Уже несколько лет идет слияние вузов. Это все звенья одной цепи - идет тотальный разгром культуры. Понятно, зачем это делается: чтобы был электорат, а культура не мешала. У современной власти есть представление о том, что может быть народ без культуры».

Анджей Бубень, театральный режиссер: «В Польше, в Европе в последнее время много говорят о кризисе гуманитарных наук: эти науки особо не нужны, так как не участвуют в политике, особо не отвечают сегодняшней жизни. И этот разговор перешел на российскую почву, что пугает.

Для любого народа важна коллективная память. Без нее человек существовать не может. А гуманитарные науки эту память изучают и дают ответ на важные вопросы: как нам жить и куда нам двигаться. Без культурной памяти мы превращаемся из человека в странное существо».

Максим Резник, депутат Законодательного собрания Петербурга: «Мне позвонил уважаемый человек, фамилию называть не буду, но вы его знаете. Сказал: "Максим, не надо, отстаньте от Ольги Борисовны Кох (новый директор РИИИ, которого не приняла часть прежнего коллектива института - «МР»). Если не она, то на ее место придет генерал ФСБ". Но я не буду никогда выбирать меньшее из зол. Я уверен, что власть будет вынуждена отступить».

Фото: «МР»

Три вопроса с улицы

Чем вы таким важным занимаетесь в своем институте?

На сайте института в разделе «Проекты» в данный момент – единственное наименование: «Разработка концепции создания цифровых копий музыкальных инструментов». Не совсем понятно, какое отношение данная концепция имеет к искусствоведению. Ранее в институте готовили:

- энциклопедию «Александринский театр». На данный момент сотрудники, которые работали над энциклопедией, уволены либо уволились. Энциклопедия пока не вышла.

- словарь театроведческих терминов (объяснение+история терминов). Словарь – трехтомный, два тома уже вышли, судьба третьего (должен выйти в 2014 году) пока неясна. Составители словаря также больше не работают в институте.

Из известных проектов, к которым привлекали сотрудников РИИИ – составление минкультовского «списка 100 кинофильмов для школьников». 

Почему вы решили, что институт расформируют, а здание отнимут?

Летом 2013 года директором института стала Ольга Кох – ранее проректор по научной работе Университета культуры и искусств (СПбГУКИ, в народе прозванного «кульком»). К настоящему моменту из института ушли или были уволены 42 сотрудника из ста с небольшим. Трое уволенных через суд восстановлены на работе, но им, по их словам, создают невыносимые условия, заставляя сидеть на рабочем месте с 9:00 до 18:00 – без возможности, собственно, работать (в частности, посещать архивы и библиотеки). По словам председателя профсоюза РИИИ Джамили Кумуковой, вместо научных сотрудников в институт якобы набирают административный персонал – инженеров, секретарей и т.д. При этом зарплата у них гораздо выше, чем у ученых: «Моя зарплата была 16, 5 тысяч рублей. При этом средняя зарплата по институту за четвертый квартал 2013 года – 44 886 рублей», - сообщила Джамиля Кумукова.

По ее мнению, РИИИ – который ранее хотели объединить с другим институтом, но потом отказались от идеи – может превратиться в «кулек»-2. По сведениям Кумуковой, сотрудников Университета принимают по совместительству на места некоторых из уволенных сотрудников.

«Если машина будет дальше так работать, штат института доведут до 20 человек и скажут: зачем такому небольшому числу людей дворец?», - заключает Кумукова.

Впрочем, о конкретных видах на дворец со стороны каких-либо властных или коммерческих структур ничего неизвестно. Отметим, что нам не удалось оперативно связаться с действующим руководством вуза и подтвердить или опровергнуть информацию, изложенную Джамилей Кумуковой. Насколько нам известно, некоторые действующие сотрудники РИИИ считают, что оптимизация пошла институту на пользу.

Почему искусствоведам обязательно надо работать на Исаакиевской площади, а не в Рыбацком или в Купчино?

Джамиля Кумукова: «Если бы так и поставили вопрос! "Мы забираем здание, здесь будет гостиница, ресторан – а вы работайте в Купчино". Так можно работать. Конечно, жаль: Зубов (граф В.П. Зубов, основатель института – «МР») все приспособил – здесь уникальные библиотека и кабинет рукописей, ценные архивы, залы для проведения конференций. Но можно заседать и в маленькой комнате. Так они не могут напрямую сказать: "Нам нужно здание"». 

википедия (Dmitriy Guryanov)

Справка

Российский институт истории искусств был основан в 1912 году графом Зубовым, который разместил учреждение в собственном особняке. После революции 1917 года Зубов передал особняк новому правительству и институт стал государственным. Сотрудниками института в разное время были Ю.Н. Тынянов, В.М. Жирмунский, А.В. Преображенский и другие известные литературоведы и музыковеды. 

share
print