Кому-то армия – стимул для сдачи сессии , кому-то – работа. Большинство людей с военным делом соприкасается лишь косвенно – отмечая раз в году 23 февраля. Однако армии в нашей жизни больше, чем мы думаем – по крайней мере, на военной теме завязана значительная часть индустрии развлечений. Почему та же самая молодежь, которая не хочет служить в армии, так любит военизированные игры?
Военный туризм
Кто: люди с достатком выше среднего
Что: «Здравствуйте, а это вы организовываете катания на танках?» – есть на свете люди, которых этот мой вопрос не удивил. Катание на танках – безусловно, самая популярная услуга, но лишь малая часть того, что вам могут предложить компании, занимающиеся милитари-туризмом. Стрельба из пушки, военно-полевая кухня, имитация сражения на танках по специально написанному для вас сценарию – на специализированных загородных базах, которые в другое время становятся съемочной площадкой для военно-исторических фильмов, любое сражение – за ваши деньги. Стандартная программа, включающая инструктаж, катание на танке и обед для группы от одного до девяти человек, обойдется вам в 52 тысячи рублей.
Почему: «Кто-то служил, для них это способ вспомнить, вновь оказаться в той обстановке, кто-то не служил – но им тоже нравится. Мужчин всегда тянет к оружию», – рассуждает Марианна Шершнева, директор московской туристической компании «Стильный отдых». – Наиболее популярно все-таки катание на танке. Если честно, я сама этого не понимаю. Вы представьте ситуацию: заходите в машину, дверь наглухо закрывается, внутри темно, мало что видно… А если танк еще и стреляет, это очень малоприятный звук… Но людям нравится».
Подобные игры позволяют не только получить новые ощущения, но и узнать новое о себе и окружающих. В качестве примера Марианна приводит историю одного из танковых сражений, которое развернулась между дилерами компании, заказавшей корпоратив: «Одна из идей была – поставить в противотанковой рытвине несколько человек, у каждого было оружие с одним патроном. Их было десять человек. И вдруг в какой-то момент танк пошел прямо на них. Естественно, они не были предупреждены, не знали, что танк остановится в нескольких метрах. Восемь человек убежали, а двое начали стрелять. И меня поразило то, что два человека не бросили оружие и начали отбивать атаку. Словно на какое-то мгновение они забыли, что это игра. На них надвигается настоящий танк. Значит, надо стрелять».
Пейнтбол, страйкбол, хардбол
Кто: спортивные активные люди всех возрастов
Что: У всех трех видов развлечений суть общая: оружие, имитирующее настоящее, люди в специальной форме, большие заброшенные территории, цель – поразить другого, выполнить военную задачу, остаться в живых самому. Основное различие – в используемом снаряде. В пейнтболе пули – это капсулы, наполненные краской. В страйкболе перестрелка ведется пластмассовыми шариками из пневматического оружия – точных копий настоящих автоматов, пистолетов и винтовок. В хардболе снаряды – свинцовые пули или стальные шарики мощностью до 7,5 джоулей – ранение такой пулей будет ощутимо даже сквозь хардбольную экипировку. Чем серьезней оружие – тем серьезней требования к защитному обмундированию и физической подготовке игроков.
Большинство людей знакомо с коммерческим вариантом пейнтбола и страйкбола, при котором желающим поиграть достаточно оплатить развлечение. Все остальное – от спецформы до сценария сражения – находится в ведении компании-организатора. В среднем по Петербургу стоимость одной игры (4-5 часов) начинается от 1000 рублей с человека.
Заядлые страйкболисты и хардболисты сами собирают команды, сами организуют турниры и покупают себе всю амуницию.
Почему: «Все люди хотели бы однажды сыграть в страйкбол, – уверенно заявляет Николай Севостьянов, администратор одной из групп поклонников этой игры «ВКонтакте». – Все приближено к настоящему бою. Во время игры чувствуешь себя, как на войне. Играют абсолютно все возрасты – с 18 и до 100, и девушки в том числе! А однажды мы играли с довольно пожилыми людьми – бывшими военными. Вот у них все очень грамотно: и тактика, и маскировка. Нас было 60 человек, их – 13. Так вот, пять часов они нас просто "выносили"».
Зарница
Кто: школьники, студенты
Что: «Зарница» родом из советских пионерских лагерей. Игра имеет множество разновидностей, но суть остается одной и той же: это – маленькая «репетиция» настоящей армии. Здесь есть противник, погоны, должности (защитник, атакующий, генерал), тактика, стратегия, свои герои и жертвы. Но популярна «Зарница» не только в детских и студенческих лагерях – это весьма распространенный вариант корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива.
Почему: «Прежде всего – это активный отдых. Люди бегают, снимают стресс, – объясняет Денис Розанов, генеральный директор военно-спортивного клуба «Каскад». – Кроме этого «Зарница» обладает очень сильным сплачивающим эффектом. Идеальный вариант тимбилдинга. Помимо того, «Зарницу» часто проводят в школах – это способствует воспитанию детей в духе патриотизма, привлекает их интерес к будущей службе в армии. Дети в игровой форме знакомятся с оружием, отыгрывают определенные вещи».
Военно-исторические реконструкции
Кто: активные молодые люди
Что: Это хобби пришло к нам с Запада – около 15-20 лет назад. В основном военно-исторические клубы посещают школьники старших классов и студенты, но те, кого затягивает, остаются и до 30, и до 40 лет. В основном эти клубы различаются по периодам, которые они воссоздают: наиболее популярны фрагменты Второй Мировой, но также есть реконструкторы рыцарских боев и древнерусских сражений. По словам организаторов, молодые люди в основном становятся участниками реконструкций, отрабатывая навыки боя и разрабатывая стратегию сражений, более взрослое поколение предпочитает «бытовуху» – воссоздавать обмундирование, оружие и предметы быта тех лет.
Почему: «Во-первых,чем хороша реконструкция – она дает разным людям почувствовать себя в разных областях – кто-то идет по боевому пути, кто-то становится мастером, кто-то просто тусуется в компании игроков, чтобы почувствовать себя важным, – рассуждает Эдуард Ленский, сотрудник клуба военно-исторической реконструкции «Витязь». – В компьютерных стрелялках, чтобы стать эльфом 80-го уровня, надо прокачаться и все. А чтобы стать рыцарем 80-го уровня здесь, надо потратить много времени и сил, тренироваться, прочитать много литературы, изготовить оружие».
В год в Ленобласти проходит около десяти различных фестивалей реконструкции, также участники реконструкций ездят на зарубежные мероприятия.
«Самый крупный фестиваль, на котором я был – 600-летие сражения при Грюнвальде, это было в Польше. Зрители, масштабная битва тысяча на тысячу, рыцари в доспехах. И вдруг грянула жара + 42 – куча участников сразу получила тепловой удар. По сценарию надо было сжечь какую-то деревушку, тушить приехали пожарные – рыцари сразу бросились к ним, под шланги с водой. Иначе от жары было не спастись… Незабываемые ощущения!»
Стиль «милитари»
Кто: кто угодно
Что: Все популярнее становится военный камуфляж, а также одежда защитного цвета – вплоть до повседневной жизни. Не говоря уже о «стиле милитари», который представляет собой отдельное направление в моде. А различные сувениры с «армейским уклоном» – ножи, фляги, зажигалки – один из самых популярных вариантов подарка для мужчин.
Почему: «Многие компании, которые выпускают одежду для военных, сейчас делают упор на обычного «гражданского» покупателя». Они создают целые линейки одежды в стиле «милитари», и люди с удовольствием берут, надевают даже на работу – если дресс-код компании позволяет. Такая одежда дольше носится, она удобнее, функциональнее – ведь специалисты, которые создают одежду для военных, задумываются именно о ее функциональных свойствах, а не о внешнем виде», – рассказывает Арсений Ефремов, бренд-менеджер сети милитари-магазинов.
Военная тайна
Итак, почему же в повседневной мирной жизни так популярны «военизированные» формы досуга и предметы?
«Есть люди, у которых есть потребность в риске, в экстремальных моментах. Но определенный уровень агрессии присущ каждому, и снимать его можно разными способами – этот хорош тем, что никому не причиняет вреда, – отвечает на вопрос психолог Анна Мельникова. – Напряжение – физическое, психологическое, эмоциональное – должно куда-то деваться. Также потребность в подобных развлечениях и видах спорта связана с базовыми потребностями человека – со снятием стресса, страха, инстинктами защиты и нападения».
Чем отличаются все вышеперечисленные развлечения от банальных компьютерных стрелялок? Запахом пороха, ломотой мышц, яркостью эмоций. Но есть и кое-что общее: полный контроль над ситуаций. В любой момент, по мановению руки, игра прекращается – поэтому любые военизированные игры лишь приятно щекочут нервы, а не бьют всей тяжестью страйкбольного привода по затылку. С такой тропы войны можно всегда свернуть в сторону цивилизации – в этом ее главное удобство.