Большинство петербуржцев оплачивает воду и тепло в составе единой квитанции, а за электричество получают отдельную. Так получилось, потому что после реформы РАО «Единые энергосистемы» мы стали расплачиваться с поставщиком электричества без посредников в лице управляющих компаний. Фактически наши деньги перестали оседать в карманах УК, а поставщику стало проще находить неплательщиков. Та же система возможна с другими ресурсами, и если гражданин недоволен своей УК, он может заключить договор с поставщиком напрямую.
Содержанием многоквартирных домов чаще всего занимаются управляющие компании (УК). В случае с теплом и водой они выступают посредниками между ресурсоснабжающими компаниями и клиентами. Теплом петербуржцев снабжают две компании: государственное предприятие «Топливно-энергетический комплекс» (ТЭК) и подконтрольная «Газпрому» «Территориальная генерирующая компания №1» (ТГК-1). Воду поставляет естественная монополия «Водоканал». Управляющая компания заключает договор с жильцами, снимает показания счетчиков и отправляет их в вычислительный центр, который оформляет квитанцию. Зачастую управляющая компания накапливает долги перед поставщиками ресурсов. И начинаются фокусы: например, вместо того, чтобы переводить деньги жильцов в счет оплаты ресурсов, УК гасит ими долги.
Впрочем, Жилищный кодекс позволяет собственникам помещений (как жилых, так и нежилых) самоорганизоваться и напрямую расплачиваться с ресурсоснабжающими организациями. У этой схемы есть свои плюсы и минусы. Главный минус – она требует самоорганизации.
О том, как собственникам платить за воду напрямую, рассказала глава дирекции по заключению договоров с абонентами «Водоканала» Юлия Артемьева:
«Эту возможность можно реализовать двумя путями.
Первый – это прямые договоры ресурсоснабжающих организаций с собственниками. Эта схема возможна, если жильцы выбрали такую форму управления домом, как непосредственное управление. Она реализуется, когда домом не управляет ТСЖ или управляющая компания. Также эта схема возможна, если форма управления не выбрана, а также если она, говоря юридическим языком, не реализована. Например, если у управляющей компании или ТСЖ нет договоров с ресурсоснабжающей организацией. У схемы с непосредственным управлением есть ограничение: она возможна в домах, где не больше 12 квартир.
Жильцам предстоит заключить договор с каким-то подрядчиком или управляющей компанией о том, что они будут обслуживать коммуникации дома. «Водоканал» будет поставлять воду не до крана каждого конкретного жильца, а до границ многоквартирного дома. Как правило, это первая задвижка на водомерном узле. Для заключения прямых договоров с каждым собственником сам собственник, его представитель или представитель группы предоставляет «Водоканалу» протокол общего собрания, в котором выбрана форма управления. Также нужны копии паспорта и свидетельства о регистрации собственности. А также документы на установленные в квартирах приборы учета, если они у вас есть. Поскольку мы будем рассчитываться напрямую с каждым собственником помещений, в тех квартирах, где нет индивидуальных приборов учета, нам нужно будет применять норматив потребленной услуги.
Второй путь – это прямые расчеты собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями. Если вы выбираете прямые расчеты, то ресурсоснабжающая организация не заключает с вами никаких прямых договоров. Речь идет о том, что ваш платеж в адрес «Водоканала» является исполнением вашей обязанности перед поставщиком коммунальных услуг. Мы не заключаем с вами прямой договор, не предоставляем квитанции за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, мы не занимаемся взысканием долгов. В Петербурге всего два дома используют прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией».
Выбрать форму управления многоквартирным домом можно на собрании, которое проводится по обычной схеме: инициативная группа формирует повестку дня, выбирает помещение и дату собрания, информирует жильцов. Если на очном собрании не собирается кворум (50% плюс один собственник), его устраивают заочно путем обхода жильцов или отправкой писем с уведомлениями.
«В случае с электричеством в доме есть две отдельные сети, – комментирует руководитель Школы ЖКХ партии «Яблоко» Анатолий Голов, – отдельная в каждую квартиру и отдельная на общедомовые нужды. На общедомовые нужды практически на всех домах стоит отдельный счетчик, и его показатели есть в розовой квитанции. С водой этого нет. Поэтому есть два разных механизма: можно принять на собрании решение платить напрямую «Водоканалу» по индивидуальным счетчикам. Будет, как на электричество, отдельная квитанция. Общедомовые нужды по-прежнему считает управляющая компания. И вторая модель – непосредственное управление. В этом случае вы говорите: "Управляющая компания, до свидания. Мы с вами больше не взаимодействуем". И сами ищете подрядчика, который будет обслуживать сети дома».
Правда, относительно прямой оплаты ресурсов, если форма управления домом не выбрана, есть сомнения. «Государство ввело прямые расчеты, чтобы эти деньги не уходили на погашение ранних задолженностей, на какие-то другие нужды ТСЖ и управляющей компании, – говорит начальник правового управления ГУП «ТЭК» «Энергосбыт» Глеб Кожевин. – Для ресурсоснабжающей компании это обеспечение постоянного прихода денег. И нам, и гражданам это удобно. Между тем прямые расчеты требуют от граждан самоорганизации. Управляющая компания все-таки нужна, чтобы обеспечивать внутридомовые сети. При прямом управлении граждане могут выбрать подрядчика, который будет приходить, если что-то, например, сломалось. Прямых договоров с гражданами, если не выбрана прямая форма, не предусмотрено законом».
Реплики экспертов записаны на уроке «Школы ЖКХ» партии «Яблоко».