Сайты-трансформеры, газеты-двойники, «обнародование» на стендах, которые никто не читает, – местные чиновники придумали массу способов скрыть актуальную информацию от жителей. Активист «Наблюдателей Петербурга» Галина Культиасова, которая в 2013 году отправила 56 запросов в округ «Сенной», и юрист Алексей Одинг рассказали, как сорвать покровы с муниципальной власти Петербурга.
Любой гражданин России имеет право посещать заседания коллегиальных органов любого из 111 муниципалитетов Петербурга. К таким органам относятся: муниципальный совет, который избирается жителями и принимает решения, контрольно-ревизионная комиссия (надзирающий орган) и избирательная комиссия муниципального образования (организует выборы). Но прежде чем отправиться на заседание, неплохо бы узнать, где и когда оно пройдет. Здесь и начинаются проблемы: большинство органов местного самоуправления не предупреждают о предстоящих собраниях и даже толком не публикуют принятые решения.
Интернет
Наиболее четко в законе отрегулировано размещение информации в интернете. В статье 13 ФЗ № 8 «Об обеспечении доступа к информации органов власти» приводится перечень из 37 документов, которые обязательно должны присутствовать на сайте муниципалитета. Самым важным документом и ключом к остальным является правовой акт о том, что конкретный сайт является официальным сайтом органа местного самоуправления. Также должны быть опубликованы регламенты и порядки размещения информации, – в каком разделе, в течение какого времени и кем публикуются документы муниципалитета.
Справка. На территории муниципального образования могут действовать пять органов местного самоуправления – это муниципальный совет, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-ревизионная комиссия и избирательная комиссия. У каждого органа может быть не более одного сайта и не более одной газеты. А может вообще не быть средств массовой коммуникации – тогда все документы, по закону, публикуются на сайте органа исполнительной власти субъекта федерации, то есть правительства Петербурга. Кроме того, муниципальные акты публикуются в специальном разделе на сайте Министерства юстиции.
«Если вы зайдете на сайт своего муниципалитета, то почти наверняка обнаружите там какие-то случайные акты, иногда даже устав не публикуется, – комментирует Галина Культиасова. – Иногда выложены два решения совета, три решения администрации, хотя на самом деле их десятки. Иногда получается, что на сайте муниципалитета что-то есть, а на сайте минюста нет, и наоборот. Или при нажатии кнопки меняется все меню. В разделе «Проверки» могут быть отчеты... К сожалению, администраторы муниципальных сайтов то ли прикидываются дурачками, то ли отлично в них играют, выкладывая информацию как фокусники. Выложили вчера – сегодня нету».
Наиболее полезной информацией для контроля за муниципалами является бюджет и реестры закупок. Эта информация позволяет узнать, сколько администрация тратит на благоустройство, а сколько – на себя любимую. А также сколько стоила конкретная клумба во дворе.
Запросы и обращения
По закону № 8-ФЗ «О доступе к информации» граждане имеют право запросить информацию, которая есть у муниципалитета. Например, сколько клумб установлено во дворе в 2013 году. Другой федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращения» предполагает, что граждане могут попросить у администрации совершить какое-то действие. Например, привести высоту поребрика в соответствие с государственным стандартом. Как запрос, так и обращение могут быть отправлены по электронной почте.
«Иногда муниципалитеты отказываются рассматривать электронные письма, – комментирует Алексей Одинг. – Суды обычно встают на сторону гражданина. В 8 федеральном законе прописано, что форма обращений определяется органом местного самоуправления, но по факту органы ничего такого не определяют. Так что если гражданин написал электронное письмо и попросил отправить ответ в электронной форме, он должен получить его в течение 30 дней. Если не хотите тратить лишнее время на доставку ответа «Почтой России», то не указывайте свой почтовый адрес в письме, а укажите имейл».
Казус. В 2013 году житель Санкт-Петербурга отправил электронное письмо в местную администрацию муниципального образования, в котором он не живет. При этом не указал свой почтовый адрес. Тем не менее, ответ он получил в конверте «Почтой России». Откуда чиновники узнали его фактический адрес – большой вопрос. Ответ на него петербуржец собирается узнать в суде.
Муниципальные СМИ
Муниципалитеты учреждают или выбирают на конкурсах издания, в которых они должны публиковать свои решения. Формально таким изданием может быть даже «Плейбой», если он подаст заявление на конкурс и выиграет его. Но большинство муниципалитетов предпочитают учреждать свои средства массовой информации и делать вид, что публикуют в них решения.
«Если вы возьмете местную газету, то обнаружите там фотографии каких-то праздников, поздравления от депутатов, – отмечает Галина Культиасова. – В большинстве таких газет вы никогда не найдете постановления, решения о бюджете. Муниципалы, в сущности, используют местную прессу для самопиара. Во многих муниципалитетах существуют газеты-двойники. Специальный выпуск тиражом 500 экземпляров публикует цифры, сводки, объявления. А информация, которую получают жители в поликлиниках и по почте, – это стихи и поздравления. Получается "двойная бухглатерия", которая работает так же, как сайты-трансформеры: как бы происходит публикация, обнародование, а на самом деле информацию никто не узнает».
Каждое печатное СМИ обязано передавать в библиотеку свой обязательный экземпляр. В Петербурге на 18 районов приходится 17 центральных библиотечных систем (Адмиралтейский и Центральный районы объединены в единую сеть имени Лермонтова). Они и являются получателями обязательных экземпляров муниципальных газет. Узнать, в какой библиотеке можно ознакомиться с газетами и правовыми актами конкретного муниципалитета, можно на сайте библиотеки имени Маяковского.
Наконец, информация муниципалитетами может обнародоваться на информационных стендах. По этому поводу тоже должны существовать регламенты, но, как правило, документы вешаются на стенд на несколько часов или даже минут, и такая информация считается обнародованной.
***
«В законах, которые регулируют деятельность муниципалитетов, прописаны совершенно фантастические вещи, – резюмирует Галина Культиасова, – право на проведение собраний, местных референдумов, нормотворчество граждан, возможность для граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов... Муниципалитеты задуманы как замечательный способ самоуправления граждан по территориальному принципу. Но суть их полностью извратилась, они превратились в вотчину местных глав, которые работают со старушками, и эти старушки переизбирают их бесконечное количество раз».
«Первые муниципалитеты появились в средневековой Европе (Магдебургское право), они действовали как организации налогоплательщиков. Кто платил, тот и заказывал музыку, – добавляет Алексей Одинг. – Существовала связь между избирателями и депутатами. В России муниципалитеты появились в конце 90-х годов, как тогда говорили, в результате союза подлецов и идеалистов. Идеалисты хотели насадить муниципалитеты по европейскому образцу, а подлецы прикинули, что с помощью муниципалитетов можно ограничить власть губернаторов (тогда центральная власть боролась с региональной). Сегодня местное самоуправление в России выродилось в формалитет».
Лекция Галины Культиасовой и Алексея Одинга состоялась в «Открытом пространстве» «Наблюдателей Петербурга» 11 февраля 2013 года. В интернете выложена презентация с этой лекции.