Истории

Дом Романовых и Церковь покажут на мультимедийной выставке в Петербурге

В Петербурге 16 февраля открывается выставка «Православная Русь. Романовы. Моя история» - это на нее в Москве стояли километровых очереди; это ее посетители называли патриотичной и духоподъемной, а журналисты – лубочной и тенденциозной. Мы узнали, как будет выглядеть петербургская версия хитовой экспозиции.

12 февраля, пресс-конференция. Журналистам показывают мини-фильм о выставке «Православная Русь. Романовы», которая прошла в Москве в ноябре 2013 года. «Очень важный персонаж истории - Стенька Разин. Его личность очень романтизирована – как борца за свободу, за освобождение от царского ига.  Это был, на самом деле, ужасный разбойник. Когда он разорял какую-то местность, он брал маленьких деток и продавал их», - рассказывают экскурсоводы. Крупным планом - испуганные лица детей.

«Самое лучшее процветание России было при Николае II. По многим показателям лучше, чем сейчас. Вы можете себе представить: 100 лет назад лучше, чем сейчас», - продолжается экскурс в историю. «И никто не мог себе представить, что вся мощь Империи может рухнуть от одной простой вещи, которая происходит за спиной…». Звучит тревожная музыка. Николая II расстреливают. Текут слёзы по лицу посетительницы выставки.

Целиком видео-ролик можно посмотреть в официальной группе «ВКонтакте»

Организаторы

Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи сразу заявляет: «Правительство города приняло самое активное участие в организации выставки», но «ни копейки бюджетных денег» в мероприятие не вложило. Вкладывали частные компании.

Напоминает, что в Москве выставка прошла с грандиозным успехом: посетило более 300 тысяч человек; стояли в очереди часами, потом часами бродили по залам. Неизвестно, что будет в Петербурге – но, как минимум, школьники на выставку придут. «Когда мы стали встречаться с руководителями школ, и родители, и руководители школ проявили огромное желание сходить», - говорит Кичеджи.

Цитирует императоров: «Весь мир живет по законам, а Россия – по пословицам и поговоркам» (Александр II); «Кто дал, как не я, почувствовать французам право человека. Я теперь вяжу узелки, пусть их развяжут» (Екатерина II).

Люди хотят узнать, где их корни. Что, действительно, мы страна неудачников, как нам последние 10 лет говорят?

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, организатор и идеолог экспозиции, говорит: «Мы делали выставку, не ожидая успеха, который, судя по всему, сопутствовал этой экспозиции, посвященной самой известной и самой оболганной семье в России. Самой противоречивой, но и самой интересной. Мы были далеки от идеи – после десятилетий очернения – идеализировать. Но попытались объективно, с помощью профессиональных историков, посмотреть на то, что же эти люди сделали для страны».

И добавляет: «Люди хотят узнать, где их корни. Что, действительно, мы страна неудачников, как нам последние 10 лет говорят? И когда мы сами делали эту выставку, мы видели, насколько это неправда». Впрочем, говорит отец Тихон, «парадоксов в истории видимо-невидимо». И, в свою очередь, цитирует Александра II: «Россией управлять несложно, но бесполезно».

Выставка

Полное название экспозиции - «Православная Русь. Романовы. Моя история»: интересно, что в петербургском варианте названия по какой-то причине постоянно выпадает первая часть (православная), в московском, напротив, выпадала последняя (историческая).

Выставка откроется 16 февраля в 12:00 (для прессы – на час раньше) в павильоне №7 Ленэкспо – и продлится до 2 марта. Вход – с 10:00 до 21:00 без выходных; свободный.

Выставка – мультимедийная, музейных экспонатов на ней нет. Есть: 350 мультимедийных экранов, на которых «история династии Романовых представлена в виде 3D-технологий». Так, можно будет «полистать» личный дневник Николая II, ранее доступный только музейным сотрудникам.

В «сердце» экспозиции (где бы это ни было) поместят гигантский экран – по размеру в два раза больше камня под Медным всадником. На экране предстанут все представители династии Романовых.  

Отличие от московской версии – планируется инсталляция по мотивам пушкинского «Медного всадника». Кроме того – с каким-то особым удовлетворением добавляют организаторы – будет инсталляция под названием «Москва в огне».

На выставке можно будет взять в аренду или купить медиа-гид – 5 часов экскурса в историю. Стоимость аренды – 300 рублей; если покупать – обойдется в 10 раз больше.

«Выставка создана при помощи самых современных средств и рассчитана, прежде всего, на молодежь и школьников: на тех, кто не мыслит свою жизнь без компьютеров и айпэдов», - резюмирует Василий Кичеджи.

Романовы и православие

Известно, что в московских СМИ отзывы о выставке были не только благостные да духоподъемные – но и критические. Самым сильным стал, пожалуй, текст Линор Горалик «Горько и больно» в издании Colta: автор сделала впечатляющую подборку цитат из книги отзывов с выставки. Один из выводов, который можно сделать после прочтения документа: многим посетителям аттракциона явно не хватает в жизни доброго царя.

Кроме того, выставка подняла волну споров о неоднозначных отношениях Романовых с Церковью.

В Государственном музее истории религии до 16 февраля работает другая экспозиция – «Помазанники Божьи». К 400-летию воцарению Дома Романовых». Мы попросили куратора, старшего научного сотрудника музея Марину Басову рассказать об этапах взаимоотношений династии и Церкви.

«Когда говорят о Михаиле Федоровиче Романове и XVII веке – речь идет о симфонии государства и Церкви, поскольку отец его, Филарет, стоял во главе Церкви, а сын был царем – уж хотя бы между собой они договориться могли. В XVII веке цари вообще считались богобоязненными. Впрочем, отношения с Церковью были не всегда простые: так, при Алексее Михайловиче случился раскол. Сначала патриарх Никон царя всячески поддерживал, а затем отношения у них осложнились, поскольку Никон – если упрощать – считал священство выше царства. Это были тяжелые времена для Церкви. Раскол в православной Церкви не завершился и по сию пору: и сегодня есть старообрядцы, и есть официальная Церковь. Примириться они не могут.

Что касается Петра I и XVIII века – говорить о том, что это были «черные страницы» в истории Церкви, нельзя. Но действительно отношения Петра и последующих императоров с Церковью были непростые. Вообще властители были православными верующими – даже императрицы, которые не являлись православными по рождению (например, Екатерина II), принимали крещение, миропомазание, новое имя и становились православными.

Петр начинал – в соответствии с виденными им на Западе традициями – находить монастырям какие-либо дела, помимо спасения души: например, призрение инвалидов войны. Стремился сделать так, чтобы от монастырей была практическая польза.

При Екатерине начался активный процесс секуляризации церковных земель. Если раньше монастыри были владельцами большого количества земель с крестьянами, то постепенно земли начинают отбирать в казну. Для Церкви это плохо, а для государства – относительно бескровный процесс раскрепощения крестьян.

Монастырям назначалось содержание, они делились на классы. Те, которые не входили в «штат», закрывались, так как сами себя они содержать не могли. 

Поскольку Церковь была частью государства - ей выделялись деньги (сейчас, напомню, Церковь по Конституции формально отделена от государства и не получает никаких субсидий). Кроме того, существовали церковно-приходские школы, где учили грамоте; при монастырях и церквях были богадельни, бесплатные больницы, аптеки, места, где призревали сирот, больных, убогих. Государство, по мере возможностей, поддерживало такие заведения: например, зарплату получали священники, которые преподавали Закон Божий в школах и гимназиях, в военных частях были свои полковые священники. Кто-то из великих княгинь даже уходил в монастырь – например, Александра Петровна ушла в монастырь в Киеве.

В XIX веке в середине 60-х годов начинается отход от Церкви части народа – преимущественно интеллигенции. Возникают не столько антиправославные, сколько антиклерикальные тенденции. В некоторой степени период середины века можно отметить как упадок православия.

В конце XIX века, при Александре III - Николае II, начинается, напротив, религиозное возрождение, но, как все знают, оно закончилось революцией. У большевиков на первых порах лозунги были неплохие: «Власть – народу», «Земля – крестьянам». Другой разговор, чем это закончилось. Впрочем, антиклерикальная, антирелигиозная пропаганда началась не прямо 7 ноября в 17-м году. Но это уже другая история». 

share
print