Истории

Велодорожки в Петербурге строить не собираются

Из законопроекта, определяющего нормативы градостроительного проектирования в Петербурге, исчезли велодорожки. Но исчезли не из-за злого умысла: просто иначе бы получилось, что в городских документах велодорожки есть – а на практике их бы всё равно не строили, имея на то полное право. Теперь же у велосипедистов не будет иллюзий относительно намерений городских властей.

Законопроект, о котором идет речь, называется «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (РНГП); ознакомиться с ним можно на официальном сайте Смольного. Этот документ много на что влияет: например, по нему закрепляется минимальная норма 55 мест в детском саду и 120 – в школе на тысячу жителей. 22 января Законодательное собрание приняло документ в третьем чтении. Губернатор Полтавченко законопроект пока не подписал – через десять дней после того, как подпись появится и документ опубликуют, он вступит в силу.

Негодование в велоосообществе Петербурга вызвал один факт. В первую версию документа была включена следующая формулировка: «Минимальные расчетные показатели при организации велосипедных дорожек принимаются в соответствии с федеральным законодательством» (статья 8, пункт 5). Из нынешней – принятой ЗакСом - версии это предложение исчезло. По сути, словосочетание «велосипедные дорожки» есть только внизу документа – в последней строке таблицы-приложения: там указано, что велодорожки должны быть однополосными, с наибольшим продольным уклоном – 5%.  Формулировку про «минимальные расчеты» изъяли по инициативе комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа.

Эксперт комиссии, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов поясняет, почему так получилось: «В законопроекте была пустопорожняя отсылка к федеральным нормам. Она никакого смысла не имеет, потому что никаких норм нет. Если они появятся, то соблюдение федерального законодательства в регионе гарантируется по умолчанию. Не нужно писать в каждом законе, что Петербург соблюдает федеральное законодательство. Такие вещи (формулировка про велодорожки – «МР») пишутся для успокоения общественного мнения, чтобы люди думали, будто про них не забыли».

«У нас и не было никаких надежд и иллюзий», - говорят в клубе «ВелоПитер». Власти далеко не впервые дают велосипедистам обещания – и не выполняют их. Чего только стоит история с концепциями развития велодвижения, которые в разные годы разрабатывали-разрабатывали, но так и не приняли.

Между тем количество велосипедистов на улицах Петербурга год от года растет. По оценкам «ВелоПитера», в 2013 году прирост велопарка в городе составил 7%. Количество людей, которые стали использовать велосипед как транспорт (а не в рекреационных целях), увеличилось на 10-15%. В новом сезоне, который откроется ориентировочно в апреле-мае, велоприрост, по прогнозам клуба, составит 5-7%.

Что же делать?

Мнения

Александр Карпов, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ»: «По сути дела, Петербургу надо понять, как обходиться с велотранспортом, где и что строить, какие дорожки и по каким нормативам нужны. Соответственно, уже разработанный норматив вставлять в РНГП. Но пока никто не знает, что на самом деле должно быть. И никакой работы в этом направлении нет».

Илья Гуревич, почетный председатель клуба «ВелоПитер»: «Самое главное сейчас – восстановить норму законодательства, которая когда-то в Петербурге действовала, но потом была приостановлена. Это распоряжение правительства Санкт-Петербурга № 69-РП «О мерах по развитию сети велосипедных дорожек и строительству кольцевых велосипедных трасс в Санкт-Петербурге». Там было сказано, что каждое новое строительство или реконструкция дорог должно сопровождаться обустройством велосипедной инфраструктуры. Это постановление работало плохо, но всё же благодаря ему некоторые велосипедные дорожки в городе появились: никудышные и не там, где надо – но это был очень важный шаг.

Ушедший с поста главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры господин Буренин незадолго до увольнения (в ноябре 2013 года - «МР») обещал лоббировать восстановление этой нормы, но не успел.

У нас нет оснований полагать, что для наших властей мнение населения представляет какой-то интерес. Но плох тот солдат, который не хочет стать генералом. И мы надеемся, что такие светлые чувства, как зависть, карьеризм, желание выслужиться начнут, наконец, работать. Потому что из других городов России – в том числе из довольно северных, сибирских, уральских, городов-миллионеров, из Москвы, в конце-концов – приходят сообщения о том, что они начали идти по европейскому пути развития, который предусматривает приоритет зеленого транспорта над автомобильным. Наш город некогда был первым, где построили велодорожку, а теперь мы стали фактически последними. Мы надеемся, что у губернатора или у других чиновников есть амбиции быть в тренде того, что происходит в стране».

Дарья Табачникова, координатор движения «Велосипедизация Петербурга»: «Во-первых, правительству необходимо принять разработанное постановление "О развитии велосипедного движения в Петербурге". Но документу уже несколько лет, за это время многое изменилось: появился опыт велосипедизации Москвы, на велосипедах в Петербурге стало ездить в три раза больше людей, а мы сами многому научились и смотрим на некоторые вещи по-новому. Поэтому постановление придется серьезно доработать, обновить и сделать более реалистичным. 

Во-вторых, очень нужны быстрые практические шаги: небольшой пилотный участок велосипедной дорожки можно построить и не дожидаясь выхода постановления. Зато в процессе работы будут понятны все проблемные точки, решение которых можно будет предусмотреть в постановлении. К тому же строительство даже первого такого участка может сильно повлиять на видение того, как, где и для кого мы делаем велосипедную инфраструктуру.

В-третьих, уже можно запускать общественный велопрокат: опыт столицы показывает, что даже без велодорожек им пользуется огромное количество людей. Кстати, «Банк Москвы» на днях предложил Георгию Полтавченко создать и профинансировать за счет банка такой прокат в Питере по примеру Москвы. Осталось только согласиться.

Заставить чиновников и законодателей повернуться лицом к теме велодвижения при назначаемой, а не выборной власти может быть только одно: личное желание какой-то сильной политической фигуры. Такой фигуры в Петербурге сейчас нет».

share
print