В Санкт-Петербурге проходят акции солидарности с движением против Януковича в Украине. Почти каждый день. Да, именно с движением против Януковича, а не с Евромайданом. Потому что нынешние события в Украине давно вышли за пределы выбора между Таможенным союзом и ЕС. Я очень много общаюсь с украинцами, читаю украинские новостные ресурсы и стараюсь быть в курсе происходящего. Все хором говорят: люди в Украине борются уже не за соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Люди в Украине борются с властью.
Украинское протестное движение пережило два качественных скачка: первый раз, когда в ночь с 30 ноября на 1 декабря «Беркут» устроил зачистку лагеря на Майдане Незалежности, а на следующий день на улицу вышел один миллион человек; и 19 января, когда в результате принятия властью драконовских полицейских законов на ул. Грушевского в Киеве начались ожесточенные бои.
Своими неуклюжими действиями Янукович и его команда настроили против себя всю страну, предельно радикализировав протест и расширив его географию на Восток: на днях восстания произошли в Кременчуге, Полтаве, Сумах. Это не пресловутая «западенщина», населенная якобы одними националистами-бандеровцами, это «суржикоязычные» центральные и восточные регионы, все это время спокойно наблюдавшие за происходящим. Но восстали даже они. Возможно, на очереди Донецк и Харьков.
Вещь, которую крайне важно знать всем россиянам об Украине: далеко не все участники протестов — фашисты. Да, ультраправые крайне сильны. Да, именно неонацисты из Правого сектора стали авангардом уличной войны с милицией на Грушевского. Но помимо националистов на Грушевского присутствовали и мои друзья из левых и студенческих организаций, которые вышли выразить несогласие с законами от 16 января, которые фактически означают диктатуру в стране. Было огромное количество простых аполитичных граждан, которых просто «все достало» - они устали ждать перемен в рамках системы и пошли на крайние меры. «Фашистским» украинское движение можно считать только в одном случае — если считать «фашизмом» пение национального гимна Украины и использование ее сине-желтого национального флага. Вы считаете «фашистским» флаг Украины? Великобритании? Нидерландов? Буркина-Фасо? Я — нет.
Вещь, которую крайне важно знать всем россиянам об Украине: далеко не все участники протестов — фашисты.
Зато стопроцентный, беспросветный фашизм в буквальном смысле слова — а слово это означает тотальную власть государства — это «ручні закони», которые Верховная Рада Украины приняла 16 января этого года. В соответствии с ними власть имеет право сажать людей за так называемую «экстремистскую деятельность», закрывать организации как «пособников иностранных спецслужб», контролировать мобильную связь и так далее. Короче, все, как у нас, если не жестче. Полицейское государство.
Я живу в России и я пытаюсь что-то изменить в этой стране. И я на своей шкуре знаю, каково заниматься оппозиционной деятельностью в полукриминальной полудиктатуре, когда твой телефон прослушивают, твоих друзей и близких вызывают на допрос, а твои товарищи сидят в тюрьме или находятся в бегах Бог весть где. И я такой жизни не пожелаю никому.
Именно принятие полицейских законов привело к эскалации насилия, в результате чего в Украине погибло несколько участников акций протеста. Одного человека — Сергея Нигояна из Днепропетровска — застрелили в упор свинцовой картечью. Он не был нацистом, он не был провокатором. Он был обычным парнем с Востока Украины, армянином по национальности. Ему было 20 лет.
Философ и политолог Ханна Арендт говорила: представление о том, что человеческая жизнь является высшей ценностью, вовсе не является самоочевидным - оно возникло сравнительно недавно в ходе революционных изменений в обществе. Нельзя допускать того, чтобы общество скатывалось в Средневековье. Как только власть начинает убивать и калечить, ей надо давать по рукам. Именно поэтому я и мои друзья из Российского социалистического движения поддерживаем украинцев в их борьбе против режима Януковича. Присутствие на улице праворадикалов или еще каких-то малосимпатичных персонажей не является оправданием для попрания самого главного — человеческой жизни и свободы человека.
Примечательный факт. На одной из акций солидарности мы вышли к украинскому консульству в Санкт-Петербурге. У меня в руках был плакат с критикой Януковича — меня сфотографировали и я выложил фотографию на свою страницу в Facebook. За один только вечер фотография набрала две тысячи перепостов и несколько сотен лайков, про акцию написали протестные сайты в Украине. Несколько дней подряд украинцы слали мне слова благодарности. Я был шокирован: разве мое высказывание не было чем-то элементарным, чем-то, что говорит сегодня каждый порядочный человек в России?
Сейчас, когда я задумываюсь о причинах этой медийной сверхреакции, мне становится грустно. Полоса отчуждения разделяет россиян и украинцев. И малейшая попытка эту полосу преодолеть вызывает изумление. Жители Украины не верят в солидарность россиян. Почему? Да потому что для мейнстрима российской пропаганды украинцы — не свободные граждане независимой страны, а «хохлы», которые «воруют газ». Аборигены южной провинции со смешным диалектным наречием, которые по какой-то странной причине решили «отделиться». Включите канал «Россия». Там об этом рассказывают каждый день.
Жители Украины не верят в солидарность россиян. Почему? Да потому что для мейнстрима российской пропаганды украинцы — не свободные граждане независимой страны, а «хохлы», которые «воруют газ». Аборигены южной провинции со смешным диалектным наречием, которые по какой-то странной причине решили «отделиться».
Но кому нужна демократия на Украине? После самих украинцев, разумеется. Она нужна россиянам. Если она будет расти и развиваться, то это в интересах России. Не России, понятной как государственно-олигархическая машина, а России как страны, российского многонационального народа. Нужды которого прямо противоположны интересам клана чиновников и миллиардеров. Будет ли наше дорогое правительство так же бойко поднимать тарифы ЖКХ, так же лихо мутузить активистов на митингах, если прямо у нас под боком будет наглядный пример того, что в таких случаях может произойти? Пример того, как народ размазывает правительство по стенке на счет «раз, два»?
Сейчас уже почти не остается сомнений, что Янукович пошел на попятную и, скорее всего, режиму конец. Даже «левая нога» Януковича Петр Симоненко выразил несогласие с действиями властей и призвал к мирному диалогу с оппозицией, а министр обороны Украины Павел Лебедев заявил, что войска не буду вмешиваться в конфликт. Тем не менее, не все так просто. Для действительного улучшения жизни людей нужны глубокие экономические преобразования — например, национализация ключевых отраслей экономики, введение прогрессивного налога, эффективная защита трудовых прав, а не просто перестановка фигур в парламенте. Но и завоевание политической демократии будет большим шагом вперед. И я хочу верить, что плодами украинского движения не воспользуется нездоровая часть оппозиции — ведь, как показывает весь опыт прошлого столетия, контрреволюция почти всегда приходит изнутри.
Ну а сейчас хочется пожелать удачи замечательной оппозиции — например, студентам Киево-Могилянской академии, которые организовали первую на постсоветском пространстве масштабную студенческую забастовку. Эти ребята борются за всех нас. И за Россию тоже.